Интервал между буквами и строками: Стандартный Средний Большой

Свернуть настройки Шрифт: Arial Times New Roman

Каждое из этих направлений имеет соответствующие учебные разделы.

Первый раздел программы «Здоровый образ жизни» ориентирован на укрепление здоровья участников школы и воспитание бережного к нему отношения. Раздел имеет своей целью формирование интересов и потребностей слушателей в регулярных занятиях посильной физической культурой и спортом, организации разнообразных форм активного отдыха. В разделе содержатся сведения о роли занятий физической культурой в предупреждении раннего старения организма человека, способах и средствах профилактики заболеваний. Здесь же приводятся знания об оздоровительных системах физического воспитания, средствах и формах достижения активного долголетия посредством физической активности, восстановления и повышения работоспособности человека. В разделе содержится информация об укреплении здоровья, повышении функциональных возможностей основных систем организма. Программа включает в себя комплексы упражнений из современных оздоровительных систем, учитывающих физические особенности пожилых граждан. В разделе раскрываются способы самостоятельной организации и проведения оздоровительных форм занятий физической культурой, приемы наблюдения за показателями собственного здоровья и работоспособности, индивидуального контроля и регулирования физических нагрузок на занятиях физическими упражнениями. Уделяется внимание соблюдению здорового образа жизни, включая отказ от вредных привычек. Даются рекомендации по формированию домашней аптечки с учетом возрастных особенностей слушателей школы. Предусматривается проведение практических мероприятий, направленных на закрепление навыков оказания первой помощи пострадавшим, выполнение оздоровительных упражнений.

Во втором разделе «Основы сбалансированного рационального питания» рациональное питание рассматривается как один из главных факторов продления активного периода жизнедеятельности. Раздел направлен на формирование представления о полезной пище и оптимальном сбалансированном питании. Дается информация о благоприятном влиянии питательных веществ на повышение устойчивости организма к инфекционным заболеваниям и токсическим веществам. Раскрывается информация о потребности организма в пищевых веществах и взаимосвязи между ними. Актуализируется необходимость рационального питания, восполняющего энергетические затраты организма, обеспечивающего его потребность в полезных веществах, содержащего все необходимые для жизнедеятельности витамины, макро-, микро- и ультрамикроэлементы, пищевые волокна. Уделяется внимание значению употребления белков, жиров и углеводов, как составляющих основу рационального питания и являющихся «строительным» материалом, необходимым для нормального функционирования клеток и тканей. Подчеркивается значение применения витаминов и витаминных комплексов в питании.

В разделе раскрывается суть раздельного питания, аргументируется необходимость соблюдения режимов питания в зависимости от возраста, характера трудовой деятельности и состояния здоровья. В раздел включена информация о физиологических нормах питания, предоставляются рекомендации по составлению пищевых рационов для здорового и больного человека. Особое внимание уделяется теме диетического питания при наличии различных заболеваний и необходимости соблюдения в диетопрофилактике и диетотерапии научно обоснованных принципов рационального сбалансированного питания. Рассматриваются вопросы о роли адекватного питания в процессе выздоровления больного. Даются разъяснения по совместимости продуктов питания, формированию сбалансированного рациона. Часть вопросов посвящена техникам приготовления здоровой пищи с определением оптимального времени приема еды.

Третий раздел «Безопасность жизнедеятельности пожилого человека» дает системное представление об изменениях, происходящих в организме человека в пожилом возрасте, о проблемах, связанных с этими изменениями и повышающих риск возникновения опасностей для здоровья и жизни. Занятия направлены на повышение уровня безопасности повседневной жизни лиц пожилого возраста, повышение бдительности граждан во всех сферах личной и общественной жизни, снижение уровня преступлений, связанных с доверчивостью пожилых граждан.

Раздел четвертый «Подбор и использование технических средств реабилитации», направленный на использование правильно подобранных технических средств реабилитации, позволит человеку с ограниченными возможностями здоровья быстрее приспособиться к изменившимся условиям среды, перейти на новый уровень самостоятельности, стимулировать активность движений, компенсировать проблемы, социально адаптироваться. Применение правильно подобранных технических средств реабилитации и связанных с ними реабилитационных технологий, способствуют максимальной реализации реабилитационного потенциала человека с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности, в частности восстановление способности к передвижению, социальной адаптации.

Пятый раздел «Адаптация жилого помещения с учетом индивидуальных потребностей пожилого человека» направлен на содействие повышению уровня правосознания маломобильного населения о возможностях переустройства жилого помещения под индивидуальные потребности. Организация работы по информированию населения Тюменской области о местах предоставления консультационной и ситуативной помощи маломобильным пожилым гражданам (в т.ч. гражданам с вновь возникшими физическими ограничениями).

Шестой раздел «Эмоциональное благополучие» ориентирован на оптимизацию эмоционального состояния слушателей школы, поддержание эмоциональных ресурсов и развитие интереса к творческой деятельности. В разделе рассматриваются вопросы эмоционального благополучия пожилых людей в современных условиях, его взаимосвязь с психологическим здоровьем личности. Рассматриваются факторы, оказывающие влияние на эмоциональное благополучие человека. Предусмотрены практические занятия, направленные на самопринятие, преодоление и профилактику социальной дезадаптации, снижение чувства неуверенности, страха, агрессии и других психологических проблем. До слушателей доводятся рекомендации по обеспечению эмоционального комфорта. В рамках раздела отрабатываются техники расслабления. Содержание практических занятий направлено на развитие и усиление внимания к своим чувствам и переживаниям, развитие чувства внутреннего контроля и порядка, повышение самооценки участников. В содержание раздела включены вопросы по адаптации пожилых людей в обществе посредством досуга. Предлагаются различные формы и методы организации досуга пожилых людей. На занятиях проводится обучение отдельным видам досугово-творческой деятельности. Практические упражнения, используемые в разделе, дают возможность свободно выразить свои чувства, потребности и фантазии через продукты творчества (рисунки, коллажи, скульптуры и пр.).

Финансовая грамотность – сложная сфера, предполагающая понимание ключевых финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих экономической безопасности и благосостоянию людей. Расширяется и усложняется спектр предлагаемых финансовых услуг, что все в большей степени требует от потребителя специальных знаний и навыков. Видимая легкость заимствования средств привели к значительному расширению круга потребителей кредитных продуктов, неспособных реально оценить свои возможности по погашению взятых на себя обязательств. Личная финансовая грамотность пожилого человека заключается в способности вести учет всех поступлений и расходов, умение распоряжаться денежными ресурсами, планировать будущее, создавать сбережения, чтобы обеспечить будущее и быть готовыми к нежелательным ситуациям. Рациональное планирование семейного бюджета и грамотное управление личными финансами дает возможность увеличить личное благосостояние. Очевидно, без долгосрочного финансового планирования, без учета собственных расходов нельзя рассчитывать на обеспеченную старость. Цель раздела «Финансовая грамотность» – последовательное повышение финансовой грамотности граждан пожилого возраста и людей с ограниченными физическими возможностями при самостоятельном планирования семейного бюджета и использовании банковских продуктов.

Восьмой раздел «Функциональная грамотность». Функциональная неграмотность – неспособность гражданина эффективно выполнять свои социальные функции, несмотря на полученное образование. Сегодня в России доля функционально неграмотных людей старшего возраста составляет от 15 до 33% в зависимости от профессии, места жительства и некоторых других жизненных обстоятельств. Цель раздела — предоставление знаний и умений, необходимых для поддержания социальной и профессиональной компетентности на протяжении всей жизни, умений ориентироваться в современной информационной среде (получение знаний правовой, предпринимательской (самообеспечение) сферы, в сфере жилищно-коммунального хозяйства и других сферах).

Таким образом, программа предоставляет возможность формирования у обучающихся граждан системы знаний, умений, универсальных способов деятельности в сфере активного долголетия.