Интервал между буквами и строками: Стандартный Средний Большой

Свернуть настройки Шрифт: Arial Times New Roman

1. Общие положения

Настоящие методические материалы разработаны с учетом Методических материалов Министерства экономического развития РФ по формированию и поддержке в субъектах РФ и муниципальных образованиях ресурсных центров поддержки СО НКО, а также во исполнение пункта 3 Комплексного плана мероприятий («дорожной карты») Тюменской области по обеспечению поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, негосударственных организаций, социальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, использованию различных форм поддержки деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, утвержденного распоряжением gравительства Тюменской области от 27.07.2016 № 877-рп.

Методические материалы разработаны в целях содействия муниципальным образованиям в формировании инфраструктуры поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.

2. Определение hесурсного центра СО НКО

Ресурсный центр поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – ресурсный центр СО НКО) является элементом формирования инфраструктуры поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.

Целью деятельности ресурсного центра СО НКО является содействие развитию некоммерческого сектора экономики, включая условия для создания и развития социально ориентированных некоммерческих организаций, распространение новых технологий и лучших практик работы в социальной сфере.

Ресурсным центром СО НКО является организация, оказывающая информационную, консультационную, образовательную, организационную и иную ресурсную поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям, содействующая внедрению в их деятельность новых социальных и управленческих технологий, а также формированию среды, способствующей формированию, развитию и деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций.

3. Функции hесурсного центра СО НКО

Функциями ресурсных центров социально ориентированных некоммерческих организаций являются:

  • оказание информационной, консультационной, методической, организационной, технической, экспертно-аналитической поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, а также инициативным группам граждан, осуществляющим подготовку к созданию СО НКО;
  • привлечение внебюджетных ресурсов в некоммерческий сектор экономики;
  • содействие обеспечению доступа СО НКО, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам;
  • содействие организации внутреннего взаимодействия, повышению прозрачности и подотчётности, самоорганизации в некоммерческом секторе экономики;
  • развитие взаимодействия между социально ориентированными некоммерческими организациями и органами местного самоуправления, бизнесом;
  • продвижение СО НКО в средствах массовой информации;
  • отстаивание интересов организаций некоммерческого сектора и создание оптимальной среды для его развития (включая разработку новых механизмов и технологий поддержки СО НКО);
  • осуществление взаимодействия между региональным ресурсным центром поддержки СО НКО и ресурсным центром муниципального района (города);
  • тиражирование лучших практик по обеспечению доступа СО НКО, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам.

4. Получатели услуг ресурсного центра СО НКО

Основными получателями услуг ресурсного центра СО НКО являются социально ориентированные некоммерческие организации и инициативные группы граждан, осуществляющие подготовку к созданию СО НКО.

При этом для формирования благоприятной среды деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций ресурсный центр может предоставлять услуги также органам местного самоуправления, муниципальным учреждениями, представителям бизнес-сообщества и СМИ.

5. Организационно-правовая форма ресурсного центра СО НКО

Функции ресурсных центров СО НКО могут быть возложены на общественные палаты (советы) муниципального района (городского округа), на негосударственные некоммерческие организации, иные организации.

Органам местного самоуправления рекомендуется поддерживать и развивать уже существующие элементы инфраструктуры поддержки СО НКО в муниципальном образовании, в том числе развивая межмуниципальное сотрудничество.

6. Приоритетные направления деятельности ресурсного центра СО НКО

Ресурсный центр может оказывать специализированные услуги как на бесплатной, так и возмездной основе.

Таким образом, ресурсные центры обеспечивают доступ к услугам, существующим на рынке, но недоступным для СО НКО по параметрам цены, или предоставляют специализированные услуги, учитывающие специфику некоммерческой деятельности в социально значимых сферах, которые отсутствуют на рынке соответствующих услуг.

Перечень услуг, которые может оказывать ресурсный центр СО НКО, достаточно широк и может включать, в том числе, следующие услуги:

а) в части поддержки деятельности СО НКО:

  • консультационные услуги по широкому кругу вопросов деятельности СО НКО, включая управленческое консультирование, помощь в создании и развитии СО НКО, содействие внедрению новых технологий работы СО НКО, расширение набора предоставляемых ими услуг в социальной сфере;
  • услуги по дополнительному образованию сотрудников СО НКО, организация стажировок;
  • содействие подбору сотрудников СО НКО, помощь в поиске и оценке кандидатов на должность, привлечение добровольцев;
  • предоставление СО НКО помещений для проведения отдельных мероприятий, размещение рабочих мест сотрудников СО НКО на временной или постоянной основе;
  • сопровождение деятельности СО НКО по отдельным направлениям, включая, например, аутсорсинг услуг бухгалтерского учета, юридического сопровождения, связей с общественностью, дизайна, веб-программирования и пр.;
  • предоставление организационной и технической поддержки, включая организационное сопровождение публичных мероприятий, предоставление офисной техники или специализированного оборудования для проведения мероприятий, проведение мероприятий «под ключ»;
  • предоставление специализированного программного обеспечения или IT-возможностей, например, предоставление возможностей пользования платным программным обеспечением или интернет-ресурсами;
  • информационные услуги, включая содействие освещению мероприятий СО НКО в СМИ и социальных сетях;

б) в части содействия формированию среды, благоприятной созданию и деятельности СО НКО:

  • развитие инфраструктуры поддержки некоммерческого сектора, включая формирование партнерств, сетей, содействие в создании новых ресурсных центров, фондов местных сообществ, целевого капитала некоммерческих организаций, развитие технологий для привлечения СО НКО благотворительных пожертвований;
  • организация (участие в организации) конкурсов по предоставлению поддержки СО НКО, предоставляемой как из средств местных бюджетов, так и внебюджетных источников, включая администрирование конкурсных процедур, мониторинг и оценку реализованных проектов, получивших поддержку,
  • методическое сопровождение разработки и реализации программ поддержки СО НКО, включая проведение экспертиз, разработку стандартов и процедур;
  • участие в разработке и экспертизе муниципальных программ, нормативных правовых актов по направлениям поддержки СО НКО и по направлениям, относящимся к сферам деятельности СО НКО;
  • участие в работе профильных совещательных и консультативных органов местного самоуправления;
  • проведение исследований, мониторинг и оценка реализации программ поддержки СО НКО.

7. Оценка деятельности ресурсного центра СО НКО

При оценке результативности деятельности ресурсного центра могут быть использованы, в том числе, следующие показатели:

  • объем услуг установленного качества, предоставленных ресурсным центром;
  • оценка качества услуг, предоставленных ресурсным центром (на основе анкетирования СО НКО);
  • количество СО НКО, зарегистрированных при поддержке ресурсного центра в течение года;
  • количество СО НКО, пользующихся услугами ресурсных центров;
  • доля СО НКО, пользующихся услугами ресурсных центров, от количества СО НКО на территории муниципального образования;
  • динамика объемов услуг, предоставленных СО НКО – получателями услуг ресурсного центра, объемов пожертвований, привлеченных такими СО НКО, а также количества привлеченных ими добровольцев;
  • динамика активов фондов местных сообществ, целевого капитала некоммерческих организаций, получивших поддержку ресурсного центра;
  • экономия бюджетных средств, достигнутая благодаря успешной деятельности СО НКО, направленной на предотвращение конкретных негативных социальных явлений (например, в сфере профилактики социального сиротства);
  • дополнительные экономические выгоды от достижения СО НКО результатов своей деятельности (например, вовлечение добровольцев в предоставление социальных услуг, обеспечение трудоустройства инвалидов и др.);
  • объем внебюджетных средств, привлеченных ресурсным центром,  а также СО НКО — получателями услуг ресурсного центра для осуществления деятельности.

8. Обеспечение поддержки деятельности ресурсного центра СО НКО органами местного самоуправления

Правовым обоснованием целесообразности создания ресурсных центров СО НКО со стороны органов местного самоуправления является необходимость реализации требований законодательства, устанавливающих полномочия муниципальных образований по поддержке СО НКО в соответствии со статьями 31-31.3 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Обеспечение реализации указанных полномочий целесообразно обеспечить через привлечение профессиональных специализированных организаций, которыми являются ресурсные центры.

В этой связи органам местного самоуправления, в которых реализуются программы (или подпрограммы) поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, рекомендуется предусмотреть в указанных программах (подпрограммах) положения, предусматривающие обеспечение финансирования деятельности ресурсных центров, в том числе через механизмы предоставления на конкурсной основе субсидий в соответствии с  статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

При проведении соответствующих конкурсов в целях обеспечения необходимой финансовой устойчивости ресурсных центров рекомендуется устанавливать продолжительность программы их деятельности, финансируемой в рамках субсидии, не менее 24 месяцев.

Требования по обеспечению возможности привлечения к деятельности ресурсных центров специалистов высокой квалификации должны учитываться при оценке затрат на оплату труда при подготовке соответствующих бюджетных проектировок.

В этой связи указанные оценки должны быть основаны на сложившемся на рынке труда уровне оплаты специалистов соответствующей квалификации.

Конкурсы субсидий для развития инфраструктуры поддержки СО НКО рекомендуется проводить отдельно от остальных конкурсов поддержки СО НКО (или по отдельной номинации, с более высоким предельным уровнем размера получаемой субсидии).

В качестве одной из форм поддержки ресурсных центров СО НКО рекомендуется в рамках предоставления субсидий СО НКО предусматривать возможность включения в смету расходов получателей субсидий статьи на оплату ими услуг ресурсных центров.

Источник: Департамент социального развития Тюменской области
Создано: 09.01.2018
Дата обновления : 10.01.2018