Интервал между буквами и строками: Стандартный Средний Большой

Свернуть настройки Шрифт: Arial Times New Roman

15 января 2021

Утвержден Губернатором Тюменской области, председателем Антинаркотической комиссии Тюменской области 13.01.2021.

ПЕРЕЧЕНЬ

приоритетных направлений реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации в Тюменской области на период до 2025 года

I. Общие положения

1.1. Настоящий Перечень приоритетных направлений реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации в Тюменской области на период до 2025 года (далее — Перечень приоритетных направлений) разработан во исполнение пункта 21 Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23.11.2020 №733 (далее — Стратегия), и определяет основные направления деятельности реализации Стратегии на территории Тюменской области, в том числе критерии и показатели состояния наркоситуации, а также планы достижения значений этих показателей по годам к 2025 и к 2030 гг.

В соответствии с пунктом 18 Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23.11.2020 №733, одним из субъектов антинаркотической деятельности являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы, специально уполномоченные на решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту, в пределах своей компетенции организуют исполнение законодательства Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах.

В Тюменской области отношения в сфере профилактики, лечения, медицинской и социальной реабилитации лиц, незаконно употребляющих наркотические средства, токсические и психотропные вещества регулируются Законом Тюменской области от 13.01.2001 №244 «О профилактике наркомании и токсикомании в Тюменской области» (далее — Закон).

В соответствии со статьей 9 Закона органы государственной власти осуществляют свои полномочия в пределах прав и обязанностей, определенных для них соответствующим федеральным и областным законодательствами, а также федеральной, областной программами, направленными на осуществление мероприятий в сфере профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании, токсикомании и лечения наркомании и токсикомании.

1.2. Настоящий Перечень приоритетных направлений определяет:

- приоритетные направления деятельности реализации Стратегии на территории Тюменской области;

- задачи, решаемые органами исполнительной власти Тюменской области в рамках определенных Перечнем приоритетных направлений;

- меры, посредством которых обеспечивается решение вышеуказанных задач;

- мероприятия, предусмотренные Перечнем, включены и реализуются в рамках государственной программы Тюменской области «Антинаркотическая программа».

1.3. Краткая характеристика наркоситуации в Тюменской области.

В ходе состоявшегося 16.11.2020 заседания президиума Государственного Совета Российской Федерации, на котором обсуждались меры по повышению эффективности борьбы с незаконным оборотом и потреблением наркотиков, Президентом Российской Федерации В.В. Путиным ситуация с наркотизацией в России определена как «сложная».

В Тюменской области 299 муниципальных образований, из них: 6 городских округов, 20 муниципальных районов, 273 сельских поселения. Административный центр – город Тюмень. В 2019 году численность населения Тюменской области составила 1 537 684 человека.

Основными факторами, повышающими риск распространения наркоугрозы в Тюменской области являются и продолжают оставаться географическое положение, социально-экономическая и демографическая ситуация, транзитное положение региона, развитая транспортная инфраструктура, сложная миграционная ситуация.

Ранее производство синтетических наркотиков в странах Евросоюза было экономически выгоднее для наркобизнеса, чем на территории России. Однако, в виду последних экономических и политических изменений, отмечается существенное увеличение количества мест незаконного производства наркотиков на территории оперативного обслуживания. Также возможны появления новых способов производства и применение ранее не известных прекурсоров, удешевляющих изготовление подконтрольных веществ.

Наблюдается наполнение наркорынка региона наркотиками опийной группы (в основном героина). При этом качество «уличного» героина неуклонно снижается. Увеличение количества наполнителей, в том числе усиливающих наркотический эффект, может привести к увеличению числа передозировок с летальным исходом.

Увеличивается рост отравлений от наркотических веществ и психотропных веществ, в том числе среди несовершеннолетних, за счет того, что в структуре опиатов значительную долю занимает высокотоксичный, обладающий высокой наркогенностью, приводящий к мгновенной смерти препарат — метадон, который ранее встречался значительно реже.

В настоящее время серьезную опасность составляет увеличение доли преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков совершаемых с использованием возможностей сети Интернет и IP-телефонии.

В целях конспирации наркоторговцы оборудуют свои площадки по продаже наркотиков в так называемой «теневой» части сети Интернет, сохраняя свою анонимность при помощи TOR-браузеров и VPN соединений.

Проведенный анализ оперативной обстановки в Тюменской области свидетельствует о том, что наркомания и незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ продолжают оставаться одной из серьезных угроз безопасности и острой социальной проблемой для региона. Несмотря на предпринимаемые правоохранительными органами усилия по борьбе с незаконным оборотом наркотиков область остается транзитным пунктом наркотрафика.

В период распространения новой коронавирусной инфекции тенденции бесконтактной передачи наркотиков усилились и необходимо принимать дополнительные меры, направленные на выявление и пресечение преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков.

Развитие наркоситуации в субъектах Российской Федерации оценивается по утвержденным Государственным антинаркотическим комитетом критериям оценки: «удовлетворительное», «напряженное», «тяжелое», «предкризисное» и «кризисное».

По итогам 2019 года, необходимо отметить следующую динамику показателей мониторинга наркоситуации:

- Показатель «Удельный вес наркопреступлений в общем количестве зарегистрированных преступлений» составил 9,1% (АППГ – 8,2%).

- Показатель «Вовлеченность наркопотребителей в незаконный оборот наркотиков» составил 7,5% (АППГ – 6,7%).

- Показатель «Криминогенность наркомании (влияние наркотизации на криминогенную обстановку)» составил 20,7% (АППГ – 26,4%).

- Показатель «Удельный вес лиц, осужденных за совершение наркопреступлений, в общем количестве осужденных» составил 13,3% (АППГ – 13,5%).

- Показатель «Удельный вес молодежи в общем числе лиц, осужденных за совершение наркопреступлений» составил 41,9% (АППГ – 46,6%).

- Показатель «Общая заболеваемость наркоманией и обращаемость лиц, употребляющих наркотики с вредными последствиями» составил 304,7 чел. на 100 тыс. населения (АППГ – 305,5 чел. на 100 тыс. населения).

- Показатель «Первичная заболеваемость наркоманией» составил 11,1 чел. на 100 тыс. населения (АППГ – 13,0 чел. на 100 тыс. населения).

- Показатель «Первичная обращаемость лиц, употребляющих наркотики с вредными последствиями» составил 29,9 чел. на 100 тыс. населения (АППГ – 31,1 чел. на 100 тыс. населения).

- Показатель «Смертность, связанная с острым отравлением наркотиками, по данным судебно-медицинской экспертизы» составил 7,0 чел. на 100 тыс. населения (АППГ – 4,3 чел. на 100 тыс. населения).

- Показатель «Оценочная распространенность употребления наркотиков» составил 0,5% (АППГ – 0,5%).

Средняя оценка наркоситуации в Тюменской области по итогам 2019 года составила 2,5 баллов, что определило критерий оценки состояния наркоситуации в регионе как «тяжелый» (2018 г. — 2,2 баллов, критерий оценки состояния наркоситуации - «напряженный»).

II. Приоритетные направления реализации Стратегии в Тюменской области

2.1. Приоритетные направления:

а) совершенствование антинаркотической деятельности и государственного контроля за оборотом наркотиков;

б) профилактика и раннее выявление незаконного потребления наркотиков;

в) сокращение числа лиц, у которых диагностированы наркомания или пагубное (с негативными последствиями) потребление наркотиков;

г) сокращение количества преступлений и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

2.2. Задачи, решение которых обеспечивается в рамках приоритетных направлений:

а) в рамках направления, указанного в подпункте «а» пункта 2.1. настоящего Перечня приоритетных направлений:

- обеспечение эффективной координации антинаркотической деятельности;

б) в рамках направления, указанного в подпункте «б» пункта 2.1. настоящего Перечня приоритетных направлений:

- организация деятельности, направленной на профилактику наркомании и других асоциальных явлений, воспитание социально-ответственной личности, формирование здорового образа жизни детей и молодежи, в том числе находящихся в социально-опасном положении;

- осуществление комплекса мероприятий, направленных на выявление лиц, допускающих немедицинское употребление наркотических средств и психотропных веществ.

в) в рамках направления, указанного в подпункте «в» пункта 2.1. настоящего Перечня приоритетных направлений:

- оказание наркологической помощи населению;

- реабилитация лиц, допускающих употребление психоактивных веществ; ресоциализация наркозависимых и алкозависимых граждан.

г) в рамках направления, указанного в подпункте «г» пункта 2.1. настоящего Перечня приоритетных направлений:

- уничтожение инфраструктуры незаконных производства, транспортировки и распространения наркотиков.

2.3. Меры, обеспечивающие решение задач:

2.3.1. В рамках задачи «обеспечение эффективной координации антинаркотической деятельности»:

- выявление и пресечение функционирования в сети «Интернет» ресурсов, используемых для пропаганды незаконных потребления и распространения наркотиков;

- совершенствование механизмов выявления незаконных посевов и очагов произрастания дикорастущих наркосодержащих растений, фактов их незаконного культивирования, а также методов уничтожения дикорастущих наркосодержащих растений;

- повышение роли антинаркотической комиссии Тюменской области, установление обязательности формирования антинаркотических комиссий органами местного самоуправления, методическое обеспечение деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам реализации антинаркотической политики;

- реализация профессиональной подготовки и переподготовки специалистов, обеспечивающих лечение и реабилитацию лиц, допускающих немедицинское употребление наркотических средств;

- привлечение институтов гражданского общества, включая общественные и некоммерческие организации, к решению задач, предусмотренных Стратегией, а также стимулирование их к активному участию в такой работе.

2.3.2. В рамках задачи «организация деятельности, направленной на профилактику наркомании и других асоциальных явлений, воспитание социально-ответственной личности, формирование здорового образа жизни детей и молодежи, в том числе находящихся в социально-опасном положении:

- включение профилактических мероприятий в образовательные программы, внеурочную и воспитательную работу, региональные программы, проекты, практики гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания граждан, в особенности детей и молодежи;

- проведение массовых физкультурных и спортивных мероприятий, направленных на популяризацию здорового образа жизни населения;

- активное привлечение добровольцев (волонтеров) к участию в реализации антинаркотической политики;

- экспертиза материалов в сфере профилактики употребления психоактивных веществ;

- организация сотрудничества со средствами массовой информации по вопросам антинаркотической пропаганды, направленного на повышение уровня осведомленности граждан, в первую очередь несовершеннолетних и их родителей (законных представителей), о рисках, связанных с незаконным потреблением наркотиков, и последствиях такого потребления.

2.3.3. В рамках задачи «осуществление комплекса мероприятий, направленных на выявление лиц, допускающих немедицинское употребление наркотических средств и психотропных веществ»:

- совершенствование механизма раннего выявления незаконного потребления наркотиков в образовательных организациях;

- создание условий обязательного участия обучающихся в мероприятиях по раннему выявлению незаконного потребления наркотиков.

2.3.4. В рамках задачи «оказание наркологической помощи населению»:

- сокращение количества случаев отравления людей и снижение уровня смертности населения в результате незаконного потребления наркотиков;

- сохранение наркологической службы, ее комплексное развитие, в том числе совершенствование материально-технической базы медицинских организаций наркологического профиля и подразделений наркологического профиля в медицинских организациях общего профиля;

- совершенствование раннего выявления (на уровне первичного звена здравоохранения) незаконного потребления наркотиков и лекарственных препаратов с психоактивным действием;

2.3.5. В рамках задачи «реабилитация лиц, допускающих употребление психоактивных веществ; ресоциализация наркозависимых и алкозависимых граждан»:

- развитие системы социальной реабилитации больных наркоманией, а также ресоциализации наркопотребителей;

- развитие с участием негосударственных организаций системы ресоциализации наркопотребителей, создание условий для эффективной деятельности негосударственных организаций, оказывающих услуги в сфере социальной реабилитации больных наркоманией;

- обеспечение взаимодействия медицинских организаций с организациями, осуществляющими мероприятия по социальной реабилитации и ресоциализации больных наркоманией.

2.3.6. В рамках задачи «уничтожение инфраструктуры незаконных производства, транспортировки и распространения наркотиков»:

- совершенствование методов выявления, предупреждения и пресечения преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков;

- выявление и пресечение функционирования в сети «Интернет» ресурсов, используемых для пропаганды незаконных потребления и распространения наркотиков.

2.4. Мероприятия, направленные на решения задач, реализуются в рамках государственной программы Тюменской области «Антинаркотическая программа» и детального плана-графика реализации государственной программы, утвержденного в соответствии с Постановлением Правительства Тюменской области от 28.07.2014 №405-п «Об утверждении порядка формирования, реализации и оценки эффективности государственных программ Тюменской области».

III. Сроки и механизмы контроля реализации Перечня приоритетных направлений

3.1. Контроль за реализацией настоящего Перечня приоритетных направлений осуществляется по итогам ежегодного мониторинга наркоситуации на заседаниях Антинаркотической комиссии Тюменской области.

3.2. Антинаркотическая комиссия Тюменской области, исходя из складывающейся наркоситуации, вправе вносить предложения Губернатору Тюменской области по корректировке настоящего Перечня приоритетных направлений.

IV. Оценка эффективности реализации стратегии в Тюменской области

Плановые значения показателей состояния наркоситуации в Тюменской области на период до 2025 года представлены в приложении к настоящему Перечню приоритетных направлений.

Приложение к Перечню приоритетных направлений

Плановые значения показателей состояния наркоситуации в Тюменской области на период до 2025 года

п/п

Наименование показателя, единица измерения, направленность

Значения показателя

2020 год

(оценка)

2021 год

(план)

2022 год

(план)

2023 год

(план)

2024 год

(план)

2025 год

(план)

1.

Вовлеченность населения в незаконный оборот наркотиков (количество случаев привлечения к уголовной и административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о наркотических средствах и психотропных веществах; чел. на 100 тыс. населения, О

163,3

157,5

149,5

139,7

127,6

125,9

2.

Криминогенность наркомании (соотношение количества наркопотребителей, привлеченных к уголовной ответственности, и наркопотребителей, привлеченных к административной ответственности за потребление наркотиков, на 100 тыс. населения, О

84,9

84,8

84,7

84,6

84,5

84,4

3.

Количество случаев отравления наркотиками, в том числе среди несовершеннолетних, чел. на 100 тыс. населения, О

14,3

12,9

12,1

11,3

10,6

10,1

4.

Смертность, связанная с острым отравлением наркотиками, по данным судебно-медицинской экспертизы; количество случаев на 100 тысяч населения, О

8,7

7,7

6,7

5,3

4,4

2,7

5.

Общая оценка наркоситуации в Тюменской области*

тяжелая

тяжелая

напряженная

напряженная

напряженная

напряженная

* рассчитывается ежегодно по итогам мониторинга наркоситуации