Интервал между буквами и строками: Стандартный Средний Большой

Свернуть настройки Шрифт: Arial Times New Roman

24 сентября 2021 Нацпроекты, Нацпрограмма Цифровая экономика
Не верят фейкам и знают, как выглядит фишинговый сайт: итоги проверки цифровой грамотности россиян

13 сентября 2021 состоялась всероссийская образовательная акция «ИТ-диктант», участие в которой приняли 104 тысячи человек со всей России. Особенностью этого года стало появление специальной версии «ИТ-диктант PRO», вопросы в которой были на порядок сложнее обычного уровня. Также были вопросы для самой маленькой аудитории — начальной школы.

Из всего количества участников 34931 человек — учащиеся из 308 колледжей и вузов, более 23 тысяч — школьники 5-11 классов, 3,5 тысяч — ученики начальной школы и 8 тысяч — участники уровня PRO.

Вопросы были разделены по направлениям цифровых компетенций. Самый высокий уровень знаний в категории «Критическое восприятие информации» — 70,8%.  Участники знают, как проверить достоверность новости с фотографией и отличить фейковую новость от настоящей.

Чуть меньше, но тоже высокие результаты в категории «Цифровая безопасность» (68,9%). Участники отвечали на вопросы о том, что делать, если они получили сообщение со ссылкой на сторонний ресурс от незнакомца (ни в коем случае не переходить по ссылке), как правильно передавать личные данные в Сети и как называется сайт, имитирующий оригинал ради совершения мошеннических действий (фишинговый сайт).

65,4% правильных ответов набралось в категории «Цифровое потребление». Здесь нужно было указать, что является основным источником дохода социальных сетей, какие данные не отслеживаются ими и что такое спам. Так, многие знают, что размещение рекламы — основной доход социальных сетей.

Что касается категории «Использование цифровых устройств и их синхронизация», 65% процентов ответов были верными. Большинство участников не только помнят, но и знают, что такое инфракрасный порт на смартфоне (пульт дистанционного управления техникой), что такое разрешение экрана (количество пикселей по горизонтали и по вертикали экрана).

Практически равный процент правильных ответов по категориям вопросов «Использование функционала социальных сетей и производство мультимедийного контента» и «Финансовые операции и онлайн-покупки» — порядка 63%. Участники хорошо знакомы со stories, знают, как преобразить фотографию с помощью фильтров и на хорошем уровне владеют знаниями о торговых онлайн-площадках и платежных системах.

Самый маленький процент правильных ответов в категории «Поиск информации», хотя и не намного меньший в сравнении с остальными — 61,4%.  Как и в прошлом году, результаты показывают, что участники не знают всех возможностей поисковых систем: какая информация идет в приоритете при индексации, как составить точный поисковый запрос и т.д.

Одна из самых многочисленных аудиторий — молодежь от 18 до 25 лет (36%). Кстати, именно в этой возрастной категории наибольший процент правильных ответов — 70,9%.

В этом году лидером по количеству участников стала Тюменская область (32022 человека), Республика Калмыкия (8947 человек), Самарская область (5642 человека), Оренбургская область (3709 человек) и Омская область с числом участников 3344 человека.

Самый высокий средний балл у участников из Псковской области (77,9 балла), Тульской области (77 баллов), Республики Мордовия (76,8 балла), Томской области (75,9 балла) и Мурманской области (75,1 балла).

Из 308 вузов-участников наибольшее количество студентов было из Астраханского государственного университета (993 человека), Алтайского государственного педагогического университета (791 человек), Омского государственного аграрного университета им. П.А. Столыпина (754 человека), Ростовского государственного экономического университета (681 человек),  Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина (660 человек), Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна (613 человек) и Тюменского индустриального университета (579 человек).

Максимальный средний балл (98) получили образовательные организации: Московский архитектурный институт (государственная академия), Санкт-Петербургский государственный морской технический университет и Уфимский государственный авиационный технический университет.

Среди мужчин средний балл правильных ответов составлял 66,2% (в прошлом году 67,3%), а среди женщин — 63,9% (в прошлом году 62,9%).

Суммарно на 100 баллов «ИТ-диктант» в этом году сдали 2280 человек. Из них 522 отличника из Тюменской области.

Напомним, что инициатором и главным организатором акции является департамент информатизации Тюменской области. С 2019 года акция проходит по всей России и за время проведении показала себя как эффективный инструмент для проверки уровня цифровой грамотности населения.