Интервал между буквами и строками: Стандартный Средний Большой

Свернуть настройки Шрифт: Arial Times New Roman

16 сентября 2020
Жизнь или бахилы?

Какие права имеют работники скорой помощи и как избежать конфликта с пациентом

Тема о защите медицинских работников стала актуальной после нескольких резонансных случаев нападения на фельдшеров и врачей скорой помощи и дежурных специалистов в больницах. Как правило, агрессию проявляют родственники пациентов, считая, что медики действуют не очень расторопно.

На днях в СМИ прошла информация, что фельдшер скорой помощи Ростовской области Ирина Ганоцкая выиграла суд о моральном ущербе у семьи, которая выложила в интернет видео с оскорблениями. Суть конфликта: мать не пускала фельдшера к ребенку для оказания медицинской помощи, в грубой форме требуя надеть бахилы. Видео посмотрели десятки тысяч человек. После этого фельдшер решила подать иск о защите чести и достоинства. В итоге суд встал на сторону медработника и постановил ростовской семье выплатить Ирине Ганоцкой 30 тысяч рублей.

Что же у нас в Тюмени?

В Тюмени бригады скорой неоднократно подвергались нападению. Так, в апреле 2019 года компания проявила агрессию по отношению к врачам, когда те пытались оказать помощь лежащему без сознания мужчине. В январе 2020 года родственники пострадавших в аварии напали на медиков, прибывших на место ДТП. Требования надеть бахилы тоже нередки. Врач реанимационной бригады Тюменской станции скорой медицинской помощи Ольга Болдырева рассказала, что в её практике был случай, схожий с ростовским.

«Повод для вызова был экстренный – со слов родственников, ребёнок потерял сознание. Бежим в квартиру, где нас должны очень ждать. В каждой руке по медицинской укладке, реанимационный набор… А у порога родители протягивают бахилы. Сразу стало понятно, что никакой угрозы жизни не было и всё с ребенком в порядке. И это далеко не единственный случай», — вспоминает врач реанимационной бригады скорой.

Если обращаться к букве закона, то бахилы не входят в перечень оснащения бригады скорой помощи, и медики не обязаны надевать их, оказывая экстренную помощь. Если вызов не экстренный, решение надевать или нет предложенные хозяевами квартиры бахилы, остается на усмотрение бригады.

Если на вызов прибывают медик неотложки или участковый врач из поликлиники, то тогда пациент или его родственники вправе рассчитывать, что специалисты воспользуются предложенными бахилами и затем окажут медицинскую помощь. Но это опять-таки на усмотрение медиков.

Скорую службу всё же отличает экстренность: её первоочередная задача – спасение при угрожающих жизни состояниях, таких как потеря сознания, нарушения системы кровообращения, остановка дыхания, внезапные кровотечения, травмы и ранения. И нужно помнить, что в экстренных ситуациях, когда человеку грозит серьезная опасность, любые промедления чреваты трагедией. Озабоченные чистотой граждане не отдают себе отчета в том, что минутная перепалка с медиком может стоить жизни их близкому человеку и лишить права на помощь других нуждающихся.

Так какие права есть у работников скорой?

1. Врачи и фельдшеры не называют свои фамилии, но могут представиться по имени, отчеству либо назвать свой табельный номер. Связано это в первую очередь с их безопасностью, потому что выезжают они на разные вызовы.

2. Не требуйте от врача снять обувь или надеть бахилы: медики не обязаны делать это, оказывая экстренную помощь. К тому же бригады скорой помощи работают в плотном графике — с одного вызова сразу едут на следующий, и врачи каждый раз несут на себе чемоданы с лекарствами, тяжелое оборудование, нередко поднимаются пешком по лестницам многоэтажных домов. И после десятка-другого адресов с обуванием-разуванием никакая обувь и даже спины не выдержат.

При оказании медицинской помощи в экстренной форме, когда пациент может погибнуть в любую секунду, бригада должна быстро реагировать и передвигаться. Бахилы же могут сыграть в этом случае злую шутку. Возникает большая вероятность получить травму, запнувшись, поскользнувшись на линолеуме, на кафельном полу, на том же ковре. В бахилах затруднительно передвигаться, особенно если нужно быстро принести какое-либо дополнительное оборудование из машины, а оно может весить порядка 15 кг.

Как можно избежать конфликта?

Скорая рекомендует свернуть ковер, застелить пол газетами, любой другой бумагой. Состояние пациента в любую минуту может резко ухудшиться: вот он был в сознании, говорил, и вдруг внезапно остановка сердца и дыхания. Бригада должна быстро приступить к спасательным мероприятиям. У фельдшера нет времени на то, чтобы разуться или натянуть бахилы.

Если вызов в неотложной форме, например, на высокую температуру, тогда медицинский работник, если ему предложат бахилы, может их надеть. Но в медицинской укладке бригад скорой помощи бахилы не предусмотрены, как и в инструкции. Поэтому решение остаётся за медиком — настаивать бесполезно! В случае, если для вас важно, чтобы полы остались чистыми, то, ожидая бригаду скорой помощи, застелите их газетой.

3. Врачи и фельдшеры не моют руки в ванной. Они обрабатывают их специальным дезинфицирующим средством, также при осмотре используют одноразовые перчатки. Все это есть в их медицинской укладке. Кроме того, при оказании помощи используются одноразовые медицинские изделия: шпатели, воздуховоды, катетеры, маски для ИВЛ, шприцы, иглы.

4. При проявлении агрессии со стороны пациента или его окружения, как и при любой угрозе нападения (со стороны людей или животных), бригада скорой помощи обязана покинуть место вызова и сообщить об этом старшему врачу оперативного отдела. Приезда полиции работники скорой помощи ожидают вне зоны опасности.

Что нужно приготовить заранее?

- на вызове представьте следующие документы: паспорт, медицинский страховой полис. Они необходимы для идентификации пациентов в базе данных застрахованных лиц территориального фонда ОМС. Но даже при отсутствии документов экстренная медицинская помощь будет оказана, а сведения будут записаны со слов пациента, родственников. По возможности предоставьте выписки из стационара либо другие медицинские документы;

- приготовьте место для осмотра, стул для врача и фельдшера;

- закройте в другой комнате собак/кошек. Питомец может неадекватно отреагировать на появление чужого человека в доме, наброситься на медика и помешать оказанию помощи. К тому же у доктора может быть аллергия на шерсть/слюну животных.

- четко отвечайте на вопросы врача или фельдшера. Это экономит время при постановке диагноза и выборе тактики лечения. Не обижайтесь, если врач вас перебил и задает наводящие вопросы, это повысит эффективность диагностики и скорость осмотра. Постарайтесь не задавать вопросов, не касающихся повода, по которому сделан вызов. Вызовов обычно много, время у бригад ограничено. Помните, что их ждут другие люди, тоже экстренно нуждающиеся в медицинской помощи.

- В экстренных случаях, когда есть угроза жизни пациента, желательно родственникам или очевидцам встречать бригаду скорой помощи. Это позволит облегчить поиск пострадавшего на улице, сэкономить драгоценное время, а не стоять у закрытого подъезда. Окружающие также могут помочь принести медицинское оборудование, необходимое для проведения реанимации.

Специалисты скорой помощи напоминают, что вызвать скорую помощь с сотового телефона можно по номеру 112 или 103, со стационарного – 112 или 03. И помните, что вся предоставленная вами информация позволяет медикам экономить время и оперативно прибывать на экстренные поводы.

Приведем алгоритм приема вызова:
• Самая важная информация сообщается в начале разговора. И это, конечно, адрес. Если связь прервется, то диспетчер уже будет в курсе, куда направить бригаду. Вызывая домой, назовите улицу, номер дома и квартиры, подъезд, этаж. На дачу – сообщите, помимо улицы и номера дома, название садоводческого общества и на каком оно километре находится. При вызове на трассу важно сообщить, какой километр и какие рядом населенные пункты, а также где и кто будет встречать бригаду скорой медицинской помощи.
• Номер телефона, с которого осуществляется вызов, либо номер телефона, по которому можно уточнить информацию по поступившему вызову, – об этом обязательно спросит диспетчер после выяснения адреса. Скажите, кто вы больному или пострадавшему – родственник, сосед, знакомый, прохожий.

• Что побудило вас вызывать скорую – это на третьем месте. Важно сообщить, в сознании пациент или без сознания. Дальше диспетчер задаст необходимые вопросы по состоянию пациента, вам останется лишь ответить.

• Данные о пациенте – заключительный этап разговора: назовите фамилию, имя, отчество, пол, возраст пациента (при отсутствии информации – его пол и примерный возраст).