Интервал между буквами и строками: Стандартный Средний Большой

Свернуть настройки Шрифт: Arial Times New Roman

25 августа 2020 Августовский педсовет, Педагог года Тюменской области, Модернизация
Опытом подготовки будущих законодателей учитель из Заводоуковска поделилась в рамках августовского педсовета

Уже опробованные и доказавшие свою эффективность методики предложила коллегам учитель истории и обществознания школы №1 г. Заводоуковска Галина Эккардт.

Она разработала программу по формированию правовой культуры школьников, которая поможет детям научиться вести себя в общественных местах и соблюдать порядок в школе, различать хорошие и плохие поступки, защитить себя от необдуманных действий, которые могут привести к совершению преступлений.

В рамках программы Галина Анатольевна предлагает использовались самые разные формы работы с учениками: деловые игры, практикумы, викторины, конкурсы сочинений, защиты проектов.

Предложенная программа уже прошла экспертизу и опубликована в журнале «Завуч. Инфо».

- Опыт работы показал, что наиболее эффективными методами и приёмами стали: приём «коллективный вердикт». Использовать его можно, например, на классном часе.

Учитель создает проблемную ситуацию и предлагает решить ее, составив коллективный вердикт. Также данный приём можно использовать при решении правовых задач.

Ещё один эффективный приём - «кластер». Учитель дает детям задание перечислить то, что они уже знают по данной теме, фиксирует их высказывания на доске. Затем предлагает ребятам проверить и дополнить свои представления по теме, работая с источником, и понять, что они понимали правильно, что - неточно, что узнали нового. Такой приём использовался при ознакомлении с правовыми понятиями, при работе с Декларацией прав ребёнка.

«Учебно-деловая игра» позволяет ученикам глубже вникнуть в суть проблемы, способствует формированию личностных качеств. Мы применяем его при подготовке инсценировок по нарушению прав, во время игры «Судебное заседание». Уроки парламентаризма в 11 классе позволяют ученикам выступить в роли депутатов Государственной думы и поработать над законопроектами. Учащиеся получают начальный эмоциональный импульс, который пробуждает интерес к проблеме.

Работая в малых группах (оптимально 4—5 человек), ребятам предлагается обсудить какую-либо правовую проблему, решить ситуацию, разработать проект. При этом индивидуальная работа каждого ученика становится частью коллективной.

- Для формирования ценностно-правовых ориентаций применяем методики анализа и моделирования конкретных правовых ситуаций, тематическую дискуссию «Карманные деньги - за или против», «Нужно ли бороться с коррупцией», метод правотворчества и др. Создание воспитывающей правовой среды воспитывает в детях чувство уважения к праву, привычку соблюдать права по своим личным убеждениям.

Применение метода правотворчества осуществлялось при организации активной правовой деятельности посредством самостоятельного составления документов (гражданско-правового договора, искового заявления, приказов), выпуска правовых плакатов.      

Результаты применения активных методов воспитания показали, что дети усваивали правовые нормы лучше тогда, когда использовался событийный подход.

К концу учебного года ученики Галины Анатольевна готовили собственные проекты о правовой культуре, правоохранительной системе и другие.

Традиционными стали уроки по правовой грамотности при администрации Заводоуковского округа. На таких уроках ученики получают информацию от представителей правоохранительных органов, прокуратуры, суда.

Такая работа учит детей ставить и решать проблемы, которые требуют не только применения полученных знаний, но и приобретения новых в рамках самостоятельного и совместного со взрослыми исследования; раскрывает личностные качества; повышает самооценку, интерес к учебе; помогает чувствовать себя уверенно в нестандартных ситуациях.

В результате реализации программы Галины Эккардт ученики уважают и соблюдают права и законы, активно участвуют в законодательном творчестве.

Результаты диагностики по формированию правовой культуры говорят о том, что уровень сформированности правовой культуры к маю 2017 года вырос по сравнению с сентябрём 2016 года. За последние годы учениками не было совершенно правонарушений, ни один ученик не был поставлен на учёт.

- В 2017 году ученики моего класса принимали участие в областном конкурсе творческих работ «Инфографика» в номинации «Памятка для родителей» и заняли первое место. В ноябре 2017 года создали видеоролик «Права человека глазами молодёжи» и приняли участие в заочном туре. В 2018 году ученицы 11 класса стали победителями в номинации «Лучшая мультипликационная работа». Плюхина Юлия стала победителем заочного конкурса «Россия 2035» и принимала участие в очном туре, где стала лучшей от представителей Тюменской области. В 2019, 2020 году ученики принимали участие в межрегиональной олимпиаде «Лучший по праву». Высокие правовые знания позволяют им становиться победителями в муниципальной игре, посвящённой молодому избирателю - муниципальном конкурсе «Человек и закон».

Формирование правовой культуры только одних школьников не даст желаемых результатов. Необходимо в комплексе вести работу в данном направлении и с родителями. На родительских собраниях уделяют достаточно внимания правовому просвещению, рассматривают нормативно-правовые документы, различные ситуации, дают рекомендации.

- В ходе работы над данной темой я пришла к выводам, что комплекс условий повышения уровня правовой культуры включает оптимальный отбор правовой информации и включение ее в содержание работы классного руководителя, использование ситуаций, максимально приближенных к реальности, оптимизацию воспитания у школьников правовой ответственности и активной правовой позиции.