Интервал между буквами и строками: Стандартный Средний Большой

Свернуть настройки Шрифт: Arial Times New Roman

25 апреля 2018 Губернаторские чтения, Фотоальбом, Правительство Тюменской области

Что такое человеческий капитал, как он создается и используется, такие вопросы обсуждали участники очередных Губернаторских чтений, которые состоялись в Тюменской области в среду, 25 апреля. Открывая дискуссию, глава региона Владимир Якушев отметил, что тема человеческого капитала давно находится в фокусе внимания.

«Уже не первый год она является одним из приоритетов всей политики тюменского развития. Сделано немало, но этого недостаточно. Нашим отдельным начинаниям еще только предстоит сложиться в целостную систему и обеспечить тем самым мощный синергетический эффект. Важный момент и в том, как распорядиться человеческим капиталом. Если мы зароем наши таланты в землю, то все усилия, приложенные к их производству, пропадут впустую», - подчеркнул Владимир Якушев и добавил, что главный замысел сегодняшней встречи - найти идеи, которые можно применить на практике в регионе. Именно поэтому гостем чтений стал эксперт, способный предложить широкий, панорамный взгляд на всю проблематику, связанную с человеческим капиталом, а не сводящий ее, как это нередко бывает, к «трудовым резервам».

С основным докладом «Трансформация российского человеческого капитала» выступил директор Центра трудовых исследований Высшей школы экономики, ведущий научный сотрудник Института социологии РАН профессор Владимир Гимпельсон. По его словам, человеческий капитал напрямую связан с экономическим ростом. Однако его влияние на производительность не предопределено, так как зависит от системы стимулов и качества самого человеческого капитала.

Владимир Гимпельсон представил аналитические данные о распространенности высшего образования в России и за рубежом. В структуре занятого населения нашей страны доля людей с высшим образованием за 15 лет выросла с 23% до 35%. По этому показателю Россия входит в число мировых лидеров. Растет и доля россиян со средним специальным образованием. Самые массовые профессии в нашей стране -  продавец и водитель легкового автомобиля, при этом высшее образование в России стало социальной нормой. Еще одна тенденция - сокращение доли занятых людей, имеющих только начальное образование или не имеющих образования вообще. Таких работников практически нет. А вот низкоквалифицированные рабочие места, связанные с выполнением простого нерутинного труда, никуда не исчезнут. Мнение о том, что их заменят роботы, лишь иллюзия. По его словам, это формирует проблему, характерную для всех развитых стран.

Важный момент - формирование человеческого капитала. Для этого необходимы постоянные инвестиции, переобучение и обновление знаний в процессе работы, после получения базового образования, иначе он обесценивается. И в этом вопросе наша страна отстает от многих развитых стран. Если, к примеру, в Сингапуре и Германии дополнительным обучением на работе охвачены 70% специалистов в возрасте 30-39 лет, то в России всего 20%. В старшей возрастной категории еще меньше, у нас - 10%, в Германии и Скандинавских странах — 50-60%.

Владимир Гимпельсон акцентировал внимание на еще одной серьезной проблеме. На качество человеческого капитала в большей степени влияют не приобретенные знания и умения, а социально-эмоциональные навыки: умение работать со сложной текстовой и количественной информацией, решать проблемы в сложной среде, эмоциональная стабильность, мотивация, открытость новому, ответственность, умение взаимодействовать с другими людьми, инициативность и лидерские качества.

«В целом система современного образования не настроена на формирование социальных и некогнитивных навыков, которые особенно востребованы. А их отсутствие обесценивает полученное образование. Именно эти важные составляющие человеческого капитала закладываются и формируются в раннем детстве, до 6 лет, задолго до того, когда ребенок начинает учиться писать и читать. Если это не сформировано, то не компенсируется в старшем возрасте. Но именно они создают условия для успешности на рынке труда в будущем и имеют ключевое значение», - заключил гость Губернаторских чтений.

В завершение своего выступления Владимир Гимпельсон подчеркнул, что в международной экономической и политической конкуренции побеждают не нефть, не золото и не оружие, а мозги!

«Человеческий капитал на завтра создается сегодня и спрос на него не менее важен, чем предложение. Он дает отдачу лишь тогда, когда востребован и используется по назначению и эффективно», - резюмировал он.

Подводя итоги дискуссии, губернатор отметил, что тема человеческого капитала всегда на острие, без этого невозможно говорить об экономическом росте. По мнению главы региона, в формировании человеческого капитала должна участвовать вся система образования, а в повышении его качества огромную роль играет и бизнес, заинтересованный в обновлении знаний и навыков своих сотрудников. Инвестиции в человеческий капитал и вложения в создание современной комфортной среды, в которой приятно и жить, и работать. Это позволяет притягивать способных и талантливых людей. Но самое главное - личное отношение к этому вопросу каждого человека.

«Как бы мы ни учились, какое бы образование ни получали очень многое зависит от того, хочет ли человек обучаться. Люди, которые себя развивают, формируют, уделяют внимание своей подготовке, достигают успеха. Эти личностные качества закладываются в семье. Если там есть культ образования, ребенок это видит, а родители занимаются воспитанием своих детей, стимулируют их к самосовершенствованию, то в будущем этот человек самостоятельно добьется всего и достигнет успеха», - высказал мнение Владимир Якушев.


← Все новости


Альбомы по данной публикации