Интервал между буквами и строками: Стандартный Средний Большой

Свернуть настройки Шрифт: Arial Times New Roman

Каким образом следует организовать уплату взносов на капитальный ремонт в случае, если фонд формируется на специальном счете? Вправе ли ТСЖ, УК принимать взносы в кассу или на свой текущий расчетный счет, а затем зачислять их на специальный счет?

Законодатель предусмотрел два способа формирования фонда капитального ремонта (статья 170 ЖК РФ):

На специальном счете – перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования ФКР в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (Денежные средства не выбывают из собственности плательщиков - собственников помещений в МКД);

На счете РО – перечисление взносов на капитальный ремонт на счет РО в целях формирования ФКР в виде обязательственных прав собственников помещений в МКД в отношении РО (Возникают обязательственные права, РО обязан выполнить капремонт в соответствии с регпрограммой независимо от достаточности средств, перечисленных собственниками помещений в конкретном МКД).

Необходимо учитывать особый статус спецсчета (статья 175 Жилищного кодекса РФ). Эта особенность состоит в следующем:

- это номинальный счет (номинальный счет может открываться владельцу счета для совершения операций с денежными средствами, права на которые принадлежат другим лицам – бенефициарам ст.ст. 860.1 – 860.6 ГК РФ);

- права на денежные средства принадлежат собственникам помещений, а не владельцу спецсчета (часть 1 статьи 36.1 Жилищного кодекса РФ);

- денежные средства обособлены от денежных средств владельца с/счета;

- на них не может быть обращено взыскание по обязательствам владельца с/счета (часть 6 статьи 175 Жилищного кодекса РФ);

- денежные средства не включаются в конкурсную массу в случае признания владельца с/счета банкротом (часть 7 статьи 175 Жилищного кодекса РФ).

Если УК и ТСЖ будут принимать взносы на капремонт в кассу или на свой расчетный счет, они получают возможность пользоваться и в полном объеме распоряжаться этими деньгами, существует риск обращения взыскания на денежные средства в кассе или на расчетном счете.

Согласно пункту 55 Методических рекомендаций Минстроя России по заполнению формы платежного документа, утвержденных Приказом Минстроя России от 29.12.2014 № 924/пр, в разделе «Информация для уплаты взноса на капитальный ремонт» указывается наименование владельца с/счета, номер с/счета, банковские реквизиты, а также сумма к оплате. Раздел заполняется в случае, если владельцем с/счета является УК, ТСЖ, ЖК. Если владельцем с/счета является РО, то указываются его наименование, номер его счета и банковские реквизиты.

Цель законодательного регулирования способа формирования фонда на спецсчете состоит в том, чтобы обеспечить сохранность денежных средств на всех этапах их движения. Именно поэтому предусмотрено поступление денег на специальный счет, минуя какие-либо иные счета или кассу. Только напрямую.

Данный вывод согласуется с судебной практикой (например, постановление Арбитражного Суда Западно-Сибирского округа от 11.07.2016 по делу № А45-25580/2015).

Порядок осуществления собственниками платежей в случае оплаты взносов на капитальный ремонт через платежного агента жилищным законодательством не урегулирован.

В соответствии с частью 3.1 статьи 175 Жилищного кодекса РФ собственники при принятии решения о выборе формировании фонда капитального ремонта должны принять решение о выборе лица, уполномоченного на оказание услуг по представлению платежных документов, в том числе с использованием системы, на уплату взносов на капитальный ремонт на специальный счет, об определении порядка представления платежных документов и о размере расходов, связанных с представлением платежных документов, об определении условий оплаты этих услуг. При этом выбор уполномоченного лица, указанного в настоящем пункте, осуществляется по согласованию с ним.

Если ОАО «ТРИЦ», которое обладает статусом платежного агента, выбрано собственниками лицом, уполномоченным на оказание услуг по представлению платежных документов, то уплата взносов на капремонт в данном случае будет регулироваться Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».

На органы государственного жилищного надзора возложено осуществление функции контроля за формированием фонда капитального ремонта. Данный контроль осуществляется посредством реализации следующих полномочий:

- проведение проверок на предмет соблюдения требований к формированию фонда капремонта и принятие мер воздействия в виде выдачи предписаний о прекращении сбора денежных средств, уплаченных в виде взносов на капитальный ремонт, на расчетный счет (в кассу) ТСЖ, УК, выдачи предостережений;

- сбор информации о формировании фонда капитального ремонта и направление ее в Минстрой России;

- ведение реестров спецсчетов и реестров уведомлений.

Срок предоставления сведений владельцами спецсчетов установлен статьей 6.8 Закона Тюменской области от 05.07.2000 № 197 «О регулировании жилищных отношений в Тюменской области».

Сведения представляются в Государственную жилищную инспекцию Тюменской области на бумажном носителе или в виде электронного документа, подписанного электронной подписью соответственно владельца специального счета, регионального оператора согласно требованиям действующего законодательства, по формам, установленным органом государственного жилищного надзора.

Уполномоченное лицо, указанное в части 3.1 статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязано представлять владельцу специального счета сведения о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт, ежемесячно, не позднее 1 (первого) числа месяца, следующего за отчетным месяцем, нарастающим итогом, по состоянию на первый день, следующий за отчетным месяцем. Сведения предоставляются на бумажном носителе или в виде электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного лица согласно требованиям действующего законодательства.

Если собираемость средств на спецсчете составляет менее 50% от начисленной суммы, то Государственная жилищная инспекция Тюменской области направляет владельцу спецсчета уведомление о наличии задолженности и необходимости ее погашения. Если задолженность не будет погашена, то орган местного самоуправления на основании информации ГЖИ принимает решение о формировании фонда капремонта на счете регоператора (общий котел).

Если капитальный ремонт в срок, установленный регпрограммой, не проведен, при этом проведение капитального ремонта требуется, то орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и направляет такое решение владельцу специального счета. Владелец специального счета обязан перечислить средства, находящиеся на специальном счете, на счет регионального оператора в течение одного месяца с момента получения такого решения органа местного самоуправления (статья 189 Жилищного кодекса РФ).

С декабря 2016 года орган государственного жилищного надзора вправе запрашивать в банке информацию о движении средств и остатке средств на спецсчете.

Если в ходе анализа поступивших отчетов Государственная жилищная инспекция Тюменской области выявит недостоверность представленных сведений, то составляется протокол об административном правонарушении.

За непредставление, несвоевременное представление, представление в неполном объеме или в искаженном виде сведений, представление которых предусмотрено законом предусмотрена административная ответственность по ст. 19.7 КОАП РФ – на д/ли от 300 до 500 руб., на ЮЛ – от 3 тыс. до 5 тыс. руб.


Создано:
Дата обновления:
Источник: Государственная жилищная инспекция Тюменской области