Интервал между буквами и строками: Стандартный Средний Большой

Свернуть настройки Шрифт: Arial Times New Roman

В целях обеспечения сохранности общего имущества, безопасности жизни и здоровья граждан собственники помещений в многоквартирном доме (далее – собственники) все чаще принимают решение об установке системы видеонаблюдения в многоквартирном доме, в котором проектной документацией не предусмотрена такая система.

Решив вынести на голосование на общем собрании вопрос об установке системы видеонаблюдения, собственники сталкиваются с рядом проблемных ситуаций, связанных с полномочиями принятия такого решения, количеством голосов собственников, необходимых для принятия такого решения, отнесения системы видеонаблюдения к составу общего имущества, установления платы за её обслуживание (содержание) и ответственного лица, осуществляющего обслуживание (содержание) системы видеонаблюдения.

В данной статье рассматривается случай, когда система видеонаблюдения не предусмотрена проектной документацией многоквартирного дома и не была установлена при строительстве дома.

Согласно ч. 1 ст. 44 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) высшим органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме (далее – общее собрание). Статья 44 ЖК РФ содержит исчерпывающий перечень вопросов, относящихся к исключительной компетенции общего собрания.

Для того чтобы понять каким количеством голосов собственников должно быть принято решение об установлении системы видеонаблюдения в многоквартирном доме, необходимо определить к какому же из перечисленных в ст. 44 ЖК РФ вопросов относится вопрос об установке системы видеонаблюдения. И здесь возможны как минимум два варианта.

Первый вариант, когда собственники, устанавливая систему видеонаблюдения, приобретают её. В данном случае, принимая такое решение, собственники фактически решают вопрос о включении её в состав общего имущества, реализуя право пп. «а» п. 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением правительства РФ от 13.08.2006 № 491, в соответствии с которым в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества его состав собственники определяют сами на их общем собрании (Письмо Минэкономразвития РФ от 20.08.2015 N 0Г-Д23-10992). В отсутствие специального упоминания в ч. 1 ст. 46 ЖК РФ решение о включении в состав общего имущества какого-либо иного имущества, в том числе и системы видеонаблюдения, такое решение принимается простым большинством голосов собственников помещений, присутствующих на общем собрании, имеющем кворум.

Второй вариант, когда собственники, принимают решение об установке системы видеонаблюдения на правах аренды оборудования. В таком случае в силу ч.1 ст. 46 ЖК РФ решение принимается 2/3 голосов собственников от общего числа голосов, поскольку речь идет о принятии решения о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами (п. 3 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ).

Следующий спорный вопрос, возникающий при принятии решения об установке системы видеонаблюдения, это определение размера платы. Здесь необходимо отметить, что установление системы видеонаблюдения является услугой, непосредственно направленной на содержание общедомового имущества, обеспечение безопасности и сохранности имущества собственников жилых помещений, общедомового имущества. Специфика данной услуги в многоквартирном доме не предполагает её индивидуального предоставления отдельным собственникам (данная позиция подтверждается Апелляционным определением Санкт-Петербургского городского суда от 03.04.2014 по делу № 33-5183/2014).

Поскольку установка системы видеонаблюдения и её дальнейшее обслуживание направлены сохранность общего имущества, а сохранность общего имущества входит в содержание общего имущества, соответственно в силу ст. 39, ч. 1 ст. 158 ЖК РФ, плата за установку и содержание общего имущества должна определяться соразмерно доле в праве общей собственности на общее имущество, т.е. с 1 квадратного метра занимаемого собственником помещения.

Следующий не менее важный вопрос при принятии решения об установке системы видеонаблюдения состоит в том, кто будет обслуживать и содержать данную систему.

Учитывая, что содержание общего имущества в зависимости от выбранного способа управления осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья, то именно эти лица должны обеспечить нормальное функционирование системы видеонаблюдения либо путем заключения договоров на обслуживание и содержание такой системы с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, либо самостоятельно.

При этом, если система видеосистема не входит в состав общего имущества, то собственники должным принять решение об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на условиях, определенных решением общего собрания (п. 3.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ). Такое решение принимается большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

В заключении необходимо обратить внимание на то, что решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном ЖК РФ порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании (ч. 5 ст. 46 ЖК РФ).

При несогласии собственников помещений, которые не принимали участие в голосовании или голосовали против, они вправе обжаловать такое решение общего собрания в порядке, определённом ч. 6 ст. 46 ЖК РФ.

А пока решение не признано судом в установленном порядке недействительным, все собственники помещений в многоквартирном доме без исключения обязаны исполнять решения, принятые на общем собрании.


Создано: 21.11.2018
Дата обновления: 22.11.2018
Источник: Государственная жилищная инспекция Тюменской области