Интервал между буквами и строками: Стандартный Средний Большой

Свернуть настройки Шрифт: Arial Times New Roman

Управление многоквартирным домом может осуществляться одним из трех способов:

1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (далее – кооператив);

3) управление управляющей организацией.

Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Правила и стандарты деятельности по управлению многоквартирным домом, состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством РФ.

Так, постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее — Минимальный перечень), постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, (далее - Правила содержания), постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 утвержден Перечень работ и услуг по управлению многоквартирным домом, Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами. Кроме того, постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда.

Порядок предоставления коммунальных услуг установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила предоставления коммунальных услуг).

В зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в целях исполнения обязательных требований собственники помещений могут заключать договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (при непосредственном способе управлении), договоры управления многоквартирным домом (при управлении управляющей организацией) либо поручить управление правлению товарищества или кооператива (при управлении товариществом собственников жилья или кооперативом).

Жилищным законодательством установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и Правил содержания, за предоставление коммунальных услуг, качество которых должно соответствовать требованиям Правил предоставления коммунальных услуг.

При осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращение с твердыми коммунальными отходами, несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с Правилами содержания, Правилами предоставления коммунальных услуг.

В случае управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо кооперативом ответственность за содержание общего имущества в данном доме, предоставление коммунальных услуг несут указанные товарищество или кооператив.

В тоже время, если между товариществом собственников жилья или кооперативом и управляющей организацией, осуществляющей деятельность по управлению многоквартирным домом на основании лицензии, заключен договор управления таким домом, ответственность за содержание общего имущества в данном доме, предоставление коммунальных услуг несет управляющая организация, а товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору.

Бытует мнение, что если товарищество или кооператив заключили договор на обслуживание (содержание) общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, то ответственность за содержание общего имущества и предоставление коммунальных услуг должна нести организация, с которой у товарищества или кооператива заключён такой договор.

Данное мнение ошибочно, поскольку законодатель не квалифицирует такие отношения как способ управления многоквартирным домом, а организация, осуществляющая обслуживание (содержание) общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, выступает в подобных отношениях как подрядчик, с которым в силу норм, установленных статьей 148 Жилищного кодекса РФ, правление товариществом собственников жилья вправе заключать такие договоры.

Существует и другая ситуация, когда управляющая организация заключает с товариществом собственников жилья или кооперативом договор на обслуживание (содержание) общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а сама фактически осуществляет управление многоквартирным домом, оказывая услуги по управлению многоквартирным домом, выполняя работы по содержанию общего имущества, предоставляя коммунальные услуги. При номинально существующем способе управления товариществом собственников жилья или кооперативом, когда фактически имеется только председатель, как правило, при поддержке управляющих организаций, годами не избирается правление товарищества или кооператива, ревизионная комиссия, не проводятся общие собрания членов товарищества или кооператива, управляющая организация перекладывает ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей на такие формально существующие товарищества и кооперативы, уходя от административной ответственности и наказания. К сожалению, такая схема ухода от ответственности управляющих организаций на сегодняшний день встречается нередко.

При таких обстоятельствах органу государственного жилищного надзора сложно предоставить суду доказательства, что именно управляющая организация обязана нести ответственность за ненадлежащее содержание многоквартирного дома, ненадлежащее предоставление коммунальных услуг. Безнаказанность в такой ситуации порождает вседозволенность и, как следствие, снижение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг.

Изменить такую ситуацию могут только собственники помещений в многоквартирном доме, решив на их общем собрании вопрос о выборе иного способа управления, либо приняв решение на общем собрании членов товарищества или кооператива о заключении с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом.

Административная ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме для лиц, выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (при непосредственном способе управления), товариществ собственников жилья и кооперативов предусмотрена статьей 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), за нарушение режима обеспечения нормативов обеспечения населения коммунальными услугами предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ.

Административное наказание по статье 7.22 КоАП РФ в виде штрафа для должностных лиц установлено в размере от 4000 до 5000 рублей, для юридических лиц – в размере от 40 000 до 50 000 рублей.

За нарушение режима обеспечения нормативов обеспечения населения коммунальными услугами административное наказание в виде штрафа установлено в размере от 500 до 1000 рублей на должностных лиц и от 5000 до 10000 рублей на юридических лиц.

Для управляющих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии и заключенного между собственниками помещений в многоквартирном доме и управляющей организацией договора управления, ответственность за ненадлежащее исполненные Правил содержания, Минимального перечня, Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, как за нарушение лицензионных требований лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами. Административное наказание в виде штрафа за данное правонарушение установлено в размере от 50 000 до 100 000 рублей на должностных лиц и от 250 000 до 300 000 рублей на юридических лиц.

Кроме того, санкция части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ предусматривает дисквалификацию должностного лица на срок до трех лет.

Помимо указанной ответственности управляющие организации, товарищества собственников жилья, кооперативы, лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (при непосредственном способе управления) несут ответственность за нарушение требований законодательства об энергосбережении и повышении энергоэффективности по частям 4, 5 статьи 9.16 КоАП РФ, за нарушение обязательных требований жилищного законодательства в части передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов по статье 7.23.2 КоАП РФ, за нарушение правил обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования - по статье 9.23 КоАП РФ.

Управляющие организации, товарищества собственников жилья, кооперативы также несут ответственность за неразмещение информации, размещение информации не в полном объеме или размещение недостоверной информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с частям 2, 3 статьи 13.19.2 КоАП РФ.

Отдельная ответственность за нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами предусмотрена для управляющих организаций статьей 7.23.3 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Практика показывает, что повторное привлечение к административной ответственности за совершение одних и тех же правонарушений лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами на территории Тюменской области, происходит нечасто.

В основном, будучи единожды привлеченными к административной ответственности, такие лица стараются не допускать подобные нарушения.

Между тем, собственники помещений в многоквартирном доме могут отслеживать количество случаев привлечения к административной ответственности лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, собственниками помещений в котором они являются, в разделе «Реестр административных правонарушений» государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства по адресу: https://dom.gosuslugi.ru/.

Источник: Государственная жилищная инспекция Тюменской области     Создано: 21.11.2018     Дата обновления : 21.11.2018