Интервал между буквами и строками: Стандартный Средний Большой

Свернуть настройки Шрифт: Arial Times New Roman

10 июня 2020

Настоящий доклад подготовлен во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 № 1680 «Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами», в соответствии с Методическими рекомендациями по организации и проведению публичных обсуждений результатов правоприменительной практики, руководств по соблюдению обязательных требований органа государственного контроля (надзора), утверждёнными протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития «Реформа контрольной и надзорной деятельности» от 21 февраля 2017 года № 13(2).

В докладе представлены разъяснения обязательных требований законодательства по предоставлению сведений (отчетных данных), обязательность представления которых предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов. Также изложены разъяснения по часто возникающим вопросам в части применения тарифов на электрическую энергию для населения и приравненным к нему категориям потребителей.

БЛОК 1: Предоставление сведений, обязательность представления которых предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов

Действующим законодательством предусмотрено предоставление следующих отчетных форм о полезном отпуске электроэнергии потребителям с помощью ЕИАС Мониторинг:

Наименование отчета

Кто предоставляет

Срок предоставления

Основание предоставления

Форма

Форма № 46-ЭЭ (передача)
«Сведения об отпуске (передаче) электроэнергии потребителям распределительными сетевыми организациями»

Сетевые организации, осуществляющие оказание услуг по передаче и распределению электрической энергии (мощности);

ПАО «Федеральная сетевая компания ЕЭС России»

Ежемесячно до 25 числа месяца, следующего за отчетным.

Ежегодно до 10 февраля за отчетный год.

Приказ Росстата № 543 от 05.09.2018

46EP.STX
(начиная с периода «август 2018»)

Форма № 46-ЭЭ (полезный отпуск)
«Сведения о полезном отпуске (продаже) электрической энергии и мощности»


Гарантирующие поставщики электрической энергии (мощности); потребители-субъекты оптового рынка электроэнергии (мощности);

Энергосбытовые и энергоснабжающие организации;

Участники оптового рынка электроэнергии (мощности), в отношении которых не приняты балансовые решения

Ежемесячно до 25 числа месяца, следующего за отчетным.

Ежегодно до 15 февраля за отчетный год.

Приказ Росстата № 477 от 02.08.2018

46EE.STX
(начиная с периода «июль 2018»)

Контроль за предоставление данных отчетов возложен на ФАС России. Для осуществления контроля за предоставлением отчетности РЭК предоставлен в ЕИАС доступ к предоставляемой отчетности (форма № 46-ЭЭ). На основании данной отчетности РЭК формируются сводные показатели по Тюменскому региону. При этом ФАС России информирует о том, что непредставление информации, ее несвоевременное направление или направление с нарушением установленного законодательство порядка, а также предоставление заведомо недостоверных сведений является нарушением законодательства Российской Федерации, ответственность за нарушение которого предусмотрена Кодексом РФ об административных правонарушениях.

РЭК проведен анализ сроков предоставления и качества предоставления отчетных форм об объемах полезного отпуска (передаче) электрической энергии (мощности) отдельным категориям потребителей.

При проведении РЭК анализа представления форм № 46-ЭЭ выявлено следующее:

- несвоевременное предоставление отчетных форм;

- несоответствие показателей в отчетных формах другим отчетным формам, а также данным, предоставляемым сбытовыми организациями;

- некорректная разбивка потерь электроэнергии по уровням напряжения;

- информация предоставляется не в полном объеме (не указываются объемы в части населения и приравненных к нему потребителей и т.д.);

- годовые объемы не соответствуют сумме помесячных объемов.

В результате подобных действий со стороны отчитывающихся организаций возникают негативные последствия:

- привлечение к административной ответственности;

- возникновение разногласий между РЭК и организациями и, как следствие, некорректное принятие отчетов о деятельности организаций, неправильная корректировка НВВ по исполнению тарифов;

- некорректный сбор данных о динамике изменения балансовых показателей, а в дальнейшем некорректное утверждение сводного прогнозного баланса, являющегося основой формирования тарифов на оказание услуг по передаче электрической энергии и сбытовых надбавок, установление долгосрочных параметров.

РЭК обращает Ваше внимание на недопущение подобных нарушений. Непредставление или несвоевременное представление сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, влечет административную ответственность по статье 19.7.1 КоАП РФ.

БЛОК 2: Применение тарифов на электрическую энергию для населения и приравненным к нему категориям потребителей

В соответствии с пунктом 35 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, цены (тарифы) и (или) их предельные уровни подлежат применению в соответствии с решениями регулирующих органов, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных нормативными правовыми актами в области электроэнергетики.

Нарушение порядка ценообразования (завышение или занижение регулируемых государством цен) влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 14.6 КоАП РФ.

В целях предотвращения нарушений в части применения тарифов на электрическую энергию, при взаимодействии с гарантирующими поставщиками электрической энергии и территориальными сетевыми организациями, РЭК подготовлены разъяснения по часто возникающим вопросам по применению тарифов на электрическую энергию для населения и приравненным к нему категориям потребителей.

1. Применение цен (тарифов) на электрическую энергию, установленных для группы потребителей «Население, проживающее в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками и приравненные к ним»

В соответствии с пунктом 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее – Основы ценообразования), при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.

В соответствии с Основами ценообразования решением РЭК от 29.06.2012 № 189 к ценам (тарифам) на электрическую энергию, поставляемую для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками на территории Тюменской области, Ханты - Мансийского автономного округа – Югры, Ямало - Ненецкого автономного округа, установлен понижающий коэффициент 0,7.

Основаниями, предусмотренными законодательством и определяющими возможность применения понижающего коэффициента, являются: проживание потребителей в домах и оборудование домов в установленном порядке стационарными плитами и (или) электроотопительными установками и приравненные к ним.

Согласно ст. 16 Жилищного кодекса РФ жилым домом признаётся индивидуально-определённое здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Условия предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) указаны в п.3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

Таким образом, в целях применения тарифа для населения, проживающего в городских населённых пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, т.е. с применением понижающего коэффициента 0,7, необходимо подтверждение возникновения права собственности/пользования на жилое помещение.

Что понимается под соблюдением «установленного порядка» оборудования жилых домов стационарными плитами и (или) электроотопительными установками.

В части «установленного порядка оборудования дома электроплитой» отсутствует правовая определённость, и нормативными правовыми актами до сих пор не установлен перечень документов, представление которых необходимо для применения понижающего коэффициента к тарифу на электрическую энергию для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке электроплитами и (или) электроотопительными установками.

В связи с чем, при предоставлении разъяснений на обращения потребителей (в том числе граждан), позиция РЭК основывается на разъяснениях норм законодательства уполномоченными федеральными исполнительными органами государственной власти, исходя из анализа судебных решений при разрешении споров по аналогичным вопросам, и является мнением, не обязательным для правоприменения.

Исходя из сложившейся судебной практики (определение Верховного суда РФ от 27.06.2018 № 308-ЭС18-8624,постановление Арбитражного суда Центрального округа от 10.08.2018 по делу № А64-6974/2017, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21.04.2017 по делу № А43-3356/2016) судебные решения по данным вопросам основываются на положениях постановления Правительства Российской Федерации от 22.07.2013 № 614 «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)» (далее – постановление № 614), а также разъяснениях Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации понятия «установленного порядка оборудование дома стационарными электрическими плитами и (или) электроотопительными (электронагревательными) установками» (письмо от 16.01.2014 № 119-МС/04/МС).

В соответствии с пунктом 34 Положения об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), утвержденного постановлением № 614, оснащенность стационарными электроплитами, электроотопительными и (или) электронагревательными установками жилого помещения в многоквартирном доме определяется в соответствии с техническим паспортом такого дома либо при его отсутствии - в соответствии с проектной документацией.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в письме разъясняет, что под установленным порядком понимается установка стационарных электроплит для пищеприготовления (или) электроотопительных (электронагревательных) установок в соответствии с проектом, выполненным специализированной организацией, при наличии разрешения на отпуск мощности и выданных сетевой организацией технических условий.

В этом же письме указано, что дом считается оборудованным стационарными электрическими плитами и (или) электроотопительными (электронагревательными) установками в установленном порядке, если указанное оборудование установлено при строительстве дома в соответствии с проектом или произведена реконструкция электрических сетей дома, для которой необходимо: получить разрешение исполнительной власти; получить технические условия от эксплуатирующей жилой дом организации; составить проект на реконструкцию инженерных сетей жилого дома; выполнить строительно-монтажные работы в соответствии с проектом; оформить акт допуска жилого дома в эксплуатацию. В акте должна содержаться информация об установке электроплит при постройке жилого дома и вводе его в эксплуатацию либо в результате санкционированного переоборудования помещений. Должны быть документально подтвержденные доказательства соблюдения технических норм и правил при подключении электроплит, содержащие технические характеристики энергопринимающих устройств, свидетельствующие о возможности установки и использовании электроплит. Этими доказательствами являются: технические условия на присоединение к электрическим сетям, выданные электросетевой организацией, акт выполнения технических условий, договор технологического присоединения, акт об осуществлении технологического присоединения.

Минстрой в письме от 16.01.2014 № 119-МС/04/МС отметил, что отсутствие газоснабжения жилого помещения, а также самостоятельная установка стационарных электроплит для пищеприготовления и (или) электроотопительных установок без получения соответствующего разрешения, выданного в установленном порядке, не дает основания для применения понижающего коэффициента при оплате электроэнергии.

Оборудование помещений электроплитами должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства в области строительства, электро- и пожаробезопасности и иных норм.

Из положений пункта 1.3.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6, пункта 1.7.1 Правил и норм эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, следует, что стационарные электроплиты могут быть установлены в жилых помещениях как изначально при вводе жилого дома в эксплуатацию, так и в результате переоборудования помещений. При этом должны соблюдаться определенный порядок и условия монтажа электрических плит в жилом помещении.

Потребитель, принявший решение об установке бытовых электроплит должен также знать о запрете использования бытовых машин (приборов, оборудования), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки, рассчитанные исполнителем исходя из технических характеристик внутридомовых инженерных систем, установленных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

В соответствии с пунктом 1.7.1 Правил и норм эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 №170, переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах, может включать в себя установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов. Переоборудование допускается производить только после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.

Оборудование домов в установленном порядке электроплитами и (или) электроотопительными установками регламентируется следующими нормами законодательства.

Предоставление сведений, содержащих информацию о внутреннем электроснабжении жилого дома

Согласно части 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства. Проектная документация представляет собой документацию, определяющую, в том числе, инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта (часть 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 установлены состав разделов проектной документации и требования к содержанию этих разделов при подготовке проектной документации на различные виды объектов капитального строительства, в том числе требования по подразделу «Система электроснабжения» раздела 5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений». Проектная документация проходит государственную экспертизу на предмет соответствия расчетных нагрузок, принятых для квартир с электрическими плитами. Уполномоченные органы местного самоуправления выдают разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.

В случае переоборудования помещений в связи с установкой электроплит, органы местного самоуправления, отвечающие за согласование проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, подтверждают в установленном порядке оборудование дома электроплитами.

Вместе с тем, частью 3 статьи 48 Градостроительного кодекса определено, что осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, садового дома. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объекту индивидуального жилищного строительства, садовому дому.

Технологическое присоединение энергопринимающих устройств

к объектам электросетевого хозяйства, увеличение мощности внутридомовых инженерных сетей

Поставка электрической энергии гарантирующим поставщиком осуществляется на основании договора энергоснабжения. В соответствии с пунктом 3 статьи 455, пунктом 2 статьи 465, статьей 539 ГК РФ, пунктами 32, 34, 36, 41 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее — Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии), договор энергоснабжения считается заключенным, если потребителем представлены документы, подтверждающие надлежащее технологическое присоединение его энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, договор позволяет определить количество подлежащей передаче электроэнергии, в договоре согласованы условия о соблюдении режима потребления электрической энергии, качестве электроэнергии, максимальной мощности энергопринимающих устройств, определяемой на основании пункта 13(1) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила недискриминационного доступа).

Согласно пункту 36 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии документами, подтверждающими технологическое присоединение в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств, в отношении которых подано заявление о заключении договора, являются акт о технологическом присоединении, составленный и подписанный потребителем и сетевой организацией (иным владельцем объектов электросетевого хозяйства, производителем электрической энергии (мощности)), к чьим сетям (энергетическим установкам) присоединены энергопринимающие устройства потребителя, и (или) акт разграничения балансовой принадлежности электросетей.

Технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее — Правила технологического присоединения).

Действие настоящих Правил распространяется на случаи:

-присоединения впервые вводимых в эксплуатацию энергопринимающих устройств;

-увеличения максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств;

-изменения категории надежности электроснабжения, точек присоединения, видов производственной деятельности, не влекущих пересмотра величины максимальной мощности, но изменяющих схему внешнего электроснабжения ранее присоединенных энергопринимающих устройств.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные указанными Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением.

Правила устанавливают следующую процедуру технологического присоединения:

а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение по основаниям, предусмотренным пунктом 2 Правил;

б) заключение договора;

в) выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором;

г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя. В случае технологического присоединения объектов энергопринимающих устройств физического лица, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя не требуется;

д) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности;

е) составление акта об осуществлении технологического присоединения.

Пунктом 14 Правил технологического присоединения регламентируются сведения, которые указываются в заявке, направляемой заявителем - физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.

В соответствии с пунктом 7 Правил технологического присоединения характеристики выполненного присоединения отражаются в акте об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению № 1 к указанным Правилам.

В соответствии с пунктом 1.7.1 Правил и норм эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 №170, переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах, может включать в себя установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов. Переоборудование допускается производить только после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.

Увеличение мощности внутридомовых инженерных систем осуществляется в соответствии с Правилами технологического присоединения.

Приемка электроустановки (электроплиты)

органами Ростехнадзора

Процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации установлена Правилами технологического присоединения.

В соответствии с п. 7 (г), п. 14 Правил технологического присоединения получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов не требуется физическим лицам в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.

Предоставление технического паспорта жилого дома,

технического плана жилого дома

Технический паспорт - это документ, который ранее выдавался по итогам проведения технической инвентаризации объектов капитального строительства. На основании такого паспорта проводился их технический учет, они включались в Единый государственный реестр объектов капитального строительства (п. 7 ранее действовавшего Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 № 921). В техническом паспорте приводились характеристики объекта недвижимости, которые индивидуализировали его. Он нужен был для внесения сведений об объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) при государственной регистрации прав на него (ст. 1 ранее действовавшей редакции Закона о регистрации прав на недвижимость, п. 23 ранее действовавших Правил ведения ЕГРП). Технический паспорт выдавался до 1 января 2013 года. С 1 января 2013 года в подтверждение кадастрового учета выдавался только кадастровый паспорт (пп. 1 ч. 2 ст. 23 ранее действовавшего Федерального закона «О кадастре недвижимости»).

Согласно ч. 2 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» кадастровые планы, технические паспорта, иные документы, которые содержат описание объектов недвижимости и выданы в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу указанного Федерального закона в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости.

На сегодняшний день технический паспорт многоквартирного дома может быть оформлен в рамках технического учета (то есть технической инвентаризации и паспортизации) для целей учета жилищного фонда (ч. 4, 5 ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 2 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 № 1301).

В настоящее время для кадастрового учета технический паспорт, так же как и кадастровый, не используется. Для этого необходим технический план (пп. 7 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон № 218-ФЗ).

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.12.2015 № 953 утверждены требования к подготовке технического плана и состав содержащихся в нем сведений (приложение № 2 к приказу), требования к подготовке декларации об объекте недвижимости и состав содержащихся в ней сведений (приложение № 4 к приказу).

Согласно п. 20 приложения № 2 к данному приказу сведения о здании - объекте индивидуального жилищного строительства, садовом доме, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, его площади, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ уведомления застройщика о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, а также уведомления, направленного органом государственной власти или органом местного самоуправления, о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным федеральными законами, и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (при наличии такого уведомления, далее - Уведомления), проектной документации объекта строительства (если правообладатель земельного участка (застройщик) обеспечил изготовление такой документации) и декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости или правообладателем земельного участка, на котором расположен такой объект недвижимости, предусмотренной частью 11 статьи 24 Закона № 218-ФЗ.

В соответствии с изменениями в законодательстве, в настоящее время документы, предоставляемые в подтверждение соблюдения «установленного порядка оборудования дома электроплитой» в индивидуальных жилых строениях (далее – ИЖС) отличаются от документов, которые должны быть предоставлены в многоквартирных жилых домах (далее – МКД).

Таким образом, в подтверждение соблюдения установленного порядка оборудования жилых помещений стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками в целях применения понижающего коэффициента к тарифу на электрическую энергию, могут быть представлены следующие документы:

Для МКД (документы находятся у управляющей организации):

- технический план МКД (технический паспорт МКД или квартиры при наличии);

- акт допуска жилого дома в эксплуатацию. В акте должна содержаться информация об установке электроплит при постройке жилого дома и вводе его в эксплуатацию либо в результате санкционированного переоборудования помещений.

Для ИЖС:

- технические условия на присоединение к электрическим сетям, выданные электросетевой организацией;

- акт выполнения технических условий;

- договор технологического присоединения;

- акт об осуществлении технологического присоединения;

- технический план или декларация, составленная и заверенная правообладателем объекта недвижимости или правообладателем земельного участка, на котором расположен такой объект недвижимости, в которых указаны сведения об объекте индивидуального жилищного строительства, либо технический паспорт при его наличии;

При этом считаем необходимым отметить, что гарантирующий поставщик не должен препятствовать в представлении потребителями в подтверждение оборудования жилого помещения электроплитой и (или) электроотопительной установкой, в целях применения понижающего коэффициента на электрическую энергию, проектной документации объекта строительства (если правообладатель земельного участка (застройщик) обеспечил изготовление такой документации), технического паспорта на индивидуальный жилой дом в случае его наличия (при условии, что в техническом паспорте имеются сведения об оборудовании жилого дома электрической плитой). Однако данные документы не могут быть включены в перечень документов, обязательных к предоставлению в целях подтверждения соблюдения установленного порядка оборудования дома электрической плитой.

2. Применение цен (тарифов) на электрическую энергию при осуществлении строительства индивидуального жилого дома

В соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», тарифы на электрическую энергию, поставляемую населению, подлежат государственному регулированию.

Группы потребителей электрической энергии (мощности) определены Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее — Методические указания).

К тарифной группе «Население» относятся граждане, использующие электроэнергию на коммунально-бытовые нужды, а также приравненные к населению категории потребителей, которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам).

Основным критерием для отнесения гражданина к тарифной группе «Население» является цель приобретения и использования электрической энергии. Данная цель определена Методическими указаниями в соответствии с которыми к тарифной группе «Население» относятся граждане, использующие электроэнергию на коммунально-бытовые нужды.

Следует отметить, что исходя из понятий, определенных жилищным законодательством Российской Федерации, под коммунально-бытовыми нуждами подразумевается использование электрической энергии при проживании граждан в жилых помещениях.

Так, согласно статьям 15, 16 ЖК, объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

К жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната.

Согласно понятиям, определенным пунктом 39 статьи 1 Градостроительного кодекса, частью 2 статьи 16 ЖК РФ, жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Электрическая энергия (мощность), за исключением продажи электрической энергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей, продается гарантирующими поставщиками по нерегулируемым ценам (абзац 1 пункта 5 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии).

Таким образом, в отношении граждан, осуществляющих строительство жилого дома в целях удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд (не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности), в случае, если имеются документально подтвержденные сведения о том, что земельный участок предназначен для строительства жилого объекта или на земельном участке уже существуют узаконенные строения, пригодные для проживания и, соответственно, для потребления электрической энергии в целях удовлетворения коммунально-бытовых нужд, применяются тарифы, установленные для населения и приравненным к нему категориям потребителей.

3. Применение цены (регулируемой/нерегулируемой) на электрическую энергию в отношении принадлежащих на праве собственности физическим лицам земельных участков, расположенных в населенных пунктах и предназначенных для строительства нежилых строений

Группы потребителей электрической энергии (мощности) определены Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее — Методические указания).

Согласно Методическим указаниям потребители, используемые электрическую энергию для коммерческих целей, относятся к категории «прочие потребители», которым электрическая энергия отпускается по нерегулируемым ценам. К указанной группе относятся также физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность (в том числе нотариусы, адвокаты, врачи) в жилом отдельно выделенном помещении, для которого в обязательном порядке должен быть установлен прибор учета электроэнергии, потребляемой для целей осуществления указанной деятельности.

Таким образом, если в документах на земельный участок, в отношении которого осуществляется поставка электрической энергии, указано, что он предназначен для строительства нежилых объектов («нежилое помещение», «нежилой комплекс», «нежилое строение» и т.п.), то есть изначально планируется, что объект капитального строительства не предназначен для проживания в нем и потребляемая электрическая энергия не будет использоваться на коммунально-бытовые нужды, соответственно оплата электрической энергии осуществляется по нерегулируемым ценам (тарифам), независимо от того, является ли собственник земельного участка физическим или юридическим лицом.

4. Применение к садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан цен (тарифов) на электрическую энергию с понижающим коэффициентом 0,7

В соответствии с Основами ценообразования садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан (далее – СНТ), отнесены к категории потребителей, которые приравнены к населению, и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам).

Распоряжениями РЭК об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для указанной группы потребителей, приравненных к населению, тарифы устанавливаются без применения понижающего коэффициента 0,7.

При заключении так называемого «прямого» договора энергоснабжения между энергосбытовой организацией и потребителем, потребляющим электрическую энергию на территории СНТ, последний будет отнесен к категории потребителей «Население».

В данном случае возможно применение тарифов, установленных с учетом понижающего коэффициента для следующих групп потребителей:

- население, проживающее в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками;

- население, проживающее в сельских населенных пунктах.

В соответствии с понятиями, определёнными в статье 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Соответственно основаниями, предусмотренными законодательством и определяющими возможность применения понижающего коэффициента, будут являться:

- документально подтвержденные сведения о наличии на земельном участке жилого дома;

- соблюдение процедуры государственной регистрации жилого дома;

- расположение СНТ на территории сельских населенных пунктов / при расположении СНТ на территории городских населенных пунктов подтверждение соблюдения «установленного порядка» оборудования жилых домов (помещений) стационарными электрическими плитами и (или) электроотопительными установками.

Предложения и (или) замечания по разработанным разъяснениям просьба направить в адрес РЭК для окончательной доработки данных разъяснений.

Памятка "Порядок действий по подготовке пакета документов, включающего сведения о внутреннем электроснабжении дома"