Интервал между буквами и строками: Стандартный Средний Большой

Свернуть настройки Шрифт: Arial Times New Roman

 

В виртуальном пространстве и на страницах различных изданий представлено много примеров сомнительных франшиз. Самая распространенная махинация, которую сложно вычислить до момента заключения договора, – некачественная проработка франшизы. Здесь может быть несколько вариантов: от неготовности франчайзера к работе по системе франчайзинга, нежелания франчайзера вкладывать средства во франчайзинговый пакет, до откровенно «дутых» франшиз, когда продвигается непроверенный бренд, специально «сделанный» для того, чтобы как можно быстрее наладить продажу франшизы и на этом зарабатывать. В этом случае зачастую у франчайзера даже нет свидетельства о регистрации данного бренда, т. е. компания, по сути, торгует, тем, что ей не принадлежит. Не говоря уже о том, что о проработанности франшизы и комплексной поддержке франчайзи у «дутых» франшиз не может быть и речи. Риски остаться у «разбитого корыта» большие, и идут на них не самые дотошные предприниматели, зачастую из стремления сэкономить.

Специалисты по франчайзингу определяют «псевдофраншизу» как самостоятельный бренд, копирующий известную торговую марку. Сходство может быть детальным - вплоть до неуловимых штрихов в логотипе и идентичных упаковок товара. Яркий пример - история с маркой ZaraZara. Этот весьма успешный клон известной торговой марки за короткое время переплюнул оригинал по количеству открытых точек. При этом торговый знак ZaraZara даже не был зарегистрирован в Роспатенте - что, однако, не мешало владельцам магазина продавать псевдофраншизы.

Сейчас потенциальному франчайзи предлагается множество товарных знаков, как две капли воды похожих на уже существующие известные брэнды. Заманчивые предложения могут исходить из самых разных источников. В Рунете уже существуют магазины и каталоги франшиз, полные «привлекательных коммерческих идей». В сознании многих предпринимателей это даже не считается преступлением - мы же не воруем материальные ценности! Что же касается законодательной базы по этому вопросу, в России она крайне слаба. Четкого определения «псевдофраншизы» и «дутой франшизы» не существует, поскольку само понятие «франшиза» не регламентируется российскими законами с надлежащей четкостью.

Основа идеи франчайзинга — это развитие известной, успешной торговой марки. Опытный франчайзер - находка для начинающего бизнесмена-франчайзи. «Опекун» может существенно помочь покупателю франшизы, при этом не столь важно, в какой сфере ведется бизнес. Создатели «дутых» франшиз и псевдофраншиз изначально озабочены лишь получением прибыли, помощь начинающему предпринимателю в развитии дела не входит в их планы.

На российском рынке есть организация с авторитетным мнением в области франчайзинга – Российская ассоциация франчайзинга (РАФ), аккредитованная в отечественных и международных ассоциациях и представляющая интересы участников франчайзинговых взаимоотношений в органах власти. В последнее время РАФ начала активно работать над стандартами франчайзинговых взаимоотношений, с помощью которых будет осуществляться борьба с недобросовестными франчайзерами. В структуре Ассоциации создано подразделение – комитет по разработке стандартов, обучению и сертификации. Уже сейчас в члены РАФ принимают не все компании, так что можно запросить в Ассоциации информацию об интересующем франчайзере и получить мнение о репутации среди экспертов отрасли.

Советы специалистов РАФ о том, как избежать ошибок при выборе франшизы.

1. Получите копию свидетельства регистрации товарного знака франчайзера. Ее отсутствие должно вас насторожить. Чтобы удостовериться, что копия свидетельства не сфальсифицирована, можете проверить ее с помощью информационно-поисковой системы на сайте Роспатента www1.fips.ru (поиск по номеру свидетельства бесплатный).

2. Просите франчайзера сообщить вам контакты владельцев действующих франшиз, адреса и телефоны точек сети. Отказы под каким-либо предлогом или ответ: «Это коммерческая тайна!» — сигнал о потенциальной опасности. Пообщайтесь с действующими франчайзи. Хороший признак — это когда франчайзи открывают повторные точки.

3. Тщательно изучите предлагаемую договорную схему. Нелишним будет отдать документы на экспертизу юристу, специализирующемуся в вопросах франчайзинга.

4. Просите франчайзера раскрыть вам максимально полно информацию о параметрах сети: размер и территориальное распространение, число собственных точек, после скольких лет использования бизнес-модели компания запустила франчайзинговую программу и т. д. Наличие собственных точек и присутствие франчайзера на рынке хотя бы в течение нескольких лет - безусловные плюсы.

5. Если остаются сомнения — обратитесь в компанию, оказывающую услуги конкурентной разведки для проверки компании-контрагента и ее учредителей.

 

По материалам интернет-изданий, собственная информация

 


Создано: 14.08.2013
Дата обновления: 06.12.2013
Источник: Департамент потребительского рынка и туризма Тюменской области