Интервал между буквами и строками: Стандартный Средний Большой

Свернуть настройки Шрифт: Arial Times New Roman

Государственно-частное партнерство (ГЧП) представляет собой долгосрочное сотрудничество государства и частного инвестора, направленное на реализацию общественно значимых проектов на взаимовыгодных условиях.

Различают две основные формы ГЧП, практикуемые в России, – концессионное соглашение и соглашение о ГЧП. При общей схожести данных форм ключевым их отличием является то, что при реализации проекта по формату соглашения о ГЧП, в тот или иной момент реализации проекта, у частного партнера возникает право собственности на объект.

Независимо от формы ГЧП всегда имеет долгосрочный характер (более 3-х лет) и договорную природу партнерства. По статистике концессионные соглашения в России заключаются на срок порядка 12 лет. Средний срок концессионных соглашений в транспорте - 21 год, в социальной сфере — 22 года, 144 концессионных соглашений заключены сроком менее 3 лет, 10 соглашений – на срок более 50 лет.

Распределение рисков и ответственности – обязательное условие структурирования отношений частного и публичного партнера в проектах ГЧП. Под рисками в инфраструктурных проектах понимаются вероятные изменения показателей проекта, влияющие на доходы и расходы сторон по проекту.

Преимущества ГЧП для частных инвесторов:

  • Надежность финансовых вложений за счет возникновения частной собственности на объект соглашения, в том числе снижение процентной ставки по кредитам за счет возможности передачи объекта соглашения в залог финансирующей организации.
  • Гарантии окупаемости инвестиций в случае изменения макроэкономических условий и изменения законодательных норм (налоги, льготы и др.).
  • Возможность переложить часть рисков выручки на публичного партнера (минимальная гарантия доходности, плата за доступность и др.)
  • Возможность увеличить свою выручку по проекту за счет оказания платных услуг.

Ежегодно в России растет число проектов ГЧП. В соответствии с информационно-аналитическим обзором «О развитии государственно-частного партнерства в Российской Федерации», подготовленным в феврале 2020 г., по состоянию на начало 2020 года в Российской Федерации заключено почти 3,1 тысяч концессионных соглашений с общим объемом инвестиционных обязательств 1,7 трлн рублей. Для сравнения на всех административных уровнях заключено 25 соглашений о ГЧП (МЧП) с общим объемом инвестиций 59,6 млрд рублей. В среднем за последние пять лет в России заключается порядка 500 концессионных соглашений с объемом инвестиций 280 млрд рублей.

При этом на федеральном уровне реализуется 1% от всех заключенных концессионных соглашений (общим объемом инвестиций 0,7 трлн рублей), на региональном – 5% (0,6 трлн рублей), на муниципальном – 94% от всех концессионных соглашений (0,4 трлн рублей). Из 25 заключенных соглашений ГЧП (МЧП) – 1 соглашение федеральное, 6 – региональных, 18 – соглашений о муниципально-частном партнерстве.

Структура финансирования в рамках концессионных соглашений и соглашений о ГЧП (МЧП) выглядит следующим образом:

Большинство концессионных соглашений заключено в коммунальной сфере (90%), в социальной сфере заключено 7% от всех концессионных соглашений. Наибольшее количество концессионных соглашений в социальной сфере приходится на отрасль культуры и отдыха (38%), при этом наибольший объем инвестиций (39%) приходится на объекты здравоохранения. Соглашения о ГЧП (МЧП) реализуются преимущественно в сфере образования.

По итогам оценки за 2019 год Тюменская область заняла 11 место по показателю «Уровень развития ГЧП» (справочно: в динамике за 2013 — 2019 гг. повышение с 75 на 11 место, по сравнению с результатами 2018 г. (23 место) рост позиции в рейтинге составил 12 пунктов). 

Ведется работа по совершенствованию институциональной среды в сфере ГЧП, приняты необходимые документы, устанавливающие порядок согласования инициатив проектов и межведомственное взаимодействие на всех этапах.

В Тюменской области реализуются 11 концессионных соглашений сфере ЖКХ. Общий объем инвестиций в реализацию проектов на инвестиционной стадии составляет 31,0 млрд руб., из них частных — 26,5 млрд руб. Таким образом, на создание объектов коммунальной инфраструктуры в регионе на один рубль бюджетных средств привлечено 6 рублей частных инвестиций.

По вопросам реализации ГЧП-проектов в Тюменской области просим обращаться в департамент экономики Тюменской области. Информация о контактных лицах:

Щукин Дмитрий Геннадьевич

начальник управления повышения конкурентоспособности экономики

Тел. +7 (3452) 427-925

ShchukinDG@72to.ru

Вяткин Сергей Александрович

начальник отдела повышения производительности труда и развития ГЧП

Тел. +7 (3452) 427-957

VyatkinSA@72to.ru

Полезные ссылки:

Объекты реновации Тюменской области

Единая информационная система государственно-частного партнерства в РФ

Информационные материалы Минэкономразвития РФ в сфере ГЧП

Рекомендации Минэкономразвития РФ по реализации проектов государственно-частного партнерства. Лучшие практики