Интервал между буквами и строками: Стандартный Средний Большой

Свернуть настройки Шрифт: Arial Times New Roman

В современных условиях экологическое образование и воспитание должны являться неотъемлемой частью учебного процесса, так как они позволяют сформировать представление о единстве человека и природы, способствуют становлению гражданской зрелости и ответственности по отношению к ней. В этих целях в 2011 году департаментом образования и науки Тюменской области, органами местного самоуправления и образовательными учреждениями осуществлялось следующее:

- отслеживалась преемственность экологического образования и воспитания, внедрялись программы воспитательной деятельности классных коллекти­вов, включающие разделы, посвященные вопросам экологии;

- расширялось число детских и молодежных объединений, деятельность которых направлена на решение различных социальных и гуманитарных аспектов экологического воспитания и экологопросветительской деятельности;

- велась подготовка и переподготовка педагогических кадров по связанным с экологией предметам;

- осуществлялась системная работа с родительской общественностью по повышению информированности в области охраны окружающей среды;

- размещались материалы о деятельности экологических добровольческих объединений образовательных учреждений в муниципальных средствах массовой информации.

Преподавание экологических знаний осуществлялось в рамках специальных тем таких общеобразовательных предметов, как окружающий мир, природоведение, география, биология, химия, физика, естествознание, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности; также оно интегрировалось в прочие предметы естественнонаучного и гуманитарного циклов.

Особое место в обучении уделялось деятельностному, практикоориентированному содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных условиях, внедрению в учебный процесс новых форм работы учащихся.

В рамках внеурочных мероприятий порядка 25 тыс. учащихся школ, а также учреждений начального и среднего профессионального образования ежегодно занимаются в кружках экологической направленности. При школах созданы научные общества, охватывающие проектно-исследовательской деятельностью более 10 тыс. школьников. Участниками волонтерских объединений, занимающихся практической природоохранной деятельностью, являлись около 68 тыс. подростков; членами детских и моло­дежных общественных объединений - более 17 тыс. обучающихся.

В образовательных учреждениях проводились декады, викторины, беседы по природоохранной тематике, в которых участвовали приглашенные специалисты. В летний период в лагерях с дневным пребыванием детей на базе школ функционировали профильные смены экологической направленности.

На базе целого ряда школ и детских садов созданы различного рода «живые уголки», в том числе зимний сад, «уголок природы» и экологическая лаборатория в детском саду № 172 (г. Тюмень), зимние сады Ишимской городской станции юных натуралистов и Коммунаровской средней школы (Исетский район), минизоопарки, экологические комнаты и лаборатории Эколого-биологического центра (г. Ялуторовск) и др.

Традиционно проводились областные и районные экологические слеты, конкурсы, форумы, олимпиады, экспедиции, конференции, выставки: «Зеленая планета - 2011», «Сохраним нашу землю голубой и зеленой», «Подрост», «День птиц», «По чистым берегам», «ЧИР-2011», «Юннат-2011», «Моя малая родина: природа, культура, этнос», региональный конкурс школьных учебно-исследовательских проектов «Экология жизненного пространства» и т. д.

Обучающиеся образовательных учреждений области регулярно принимали активное участие в мероприятиях межрегионального и федерального уровня. Так, в 2011 году тюменские школьники участвовали в финалах Всероссийских конкурсов юных исследователей окружающей среды, «Юннат», «Моя малая родина: природа, культура, этнос»; в заочном смотре-конкурсе ученических производственных бригад и учебно-опытных участков образовательных учреждений.

В рамках организации работы по экологическому воспитанию школьни­ков на базе 11 школ Абатского, Голышмановского, Заводоуковского, Омутинского, Тюменского районов созданы школьные лес-ничества, финансирование которых осуществлялось за счет средств областного бюджета, предусмотренных долгосрочной целевой программой «Основные направления развития лесного комплекса Тюменской области».

Помимо освоения теоретических знаний юными лесничими совместно с педагогами и специалистами лесного хозяйства области осуществлялись работы по обустройству опытных участков для проведения практических занятий, в 9 школьных лесни­чествах реализовывались ландшафтные проекты, в 11 произведена закладка новых мини-питомников.

В Омутинском районе ежегодно в течение 12 лет специалистами департамента недропользования и экологии Тюменской области организуется межрайонный экологический слет юных экологов. В 2011 году участие в нем приняли около 200 школьников из Омутинского, Армизонского, Сладковского, Голышмановского, Заводоуковского, Юргинского, Аромашевского и Ярковского районов.

В целом по области эти и другие мероприятия позволили вовлечь в процесс экологического воспитания около 114 тыс. детей и подростков.

Источник: Департамент недропользования и экологии Тюменской области     Создано:     Дата обновления :