Карта портала
Размер шрифта:
EN DE

 

 

Доклад о наркоситуации в Тюменской области по итогам 2015 года

30 марта 2016  

1.Тюменская область располагается в центре Евразии, на западе азиатской части России. Площадь Тюменской области (без автономных округов) составляет 160,1тыс.кв. км. Область расположена в Западной Сибири и граничит:

– на юго-западе – с Курганской областью;

– на западе – со Свердловской областью;

– на севере – с Ханты-Мансийским автономным округом – Югрой;

– на востоке – с Томской и Омской областями;

– на юге – с Республикой Казахстан.

Протяженность границы с Казахстаном составляет 186,7 км, приграничными являются три муниципальных образования: Казанский, Бердюжский и Сладковский районы. На сопредельной стороне расположена Северо-Казахстанская область Республики Казахстан.

В Тюменской области образовано 318 муниципальных образований, из них: 5 городских округов, 21 муниципальный район, 292 сельских поселения. Административный центр – г. Тюмень с населением – 720,6 тыс. человек.

На 01.01.2016 г. численность населения Тюменской области составила 1454 626 человек и увеличилась по сравнению с соответствующей датой предыдущего года на 1,8%. Естественный прирост населения за 2015 год составил 7,5 тыс. человек.

Активные миграционные процессы способствуют формированию разнообразного национального состава населения. В Тюменской области (поданным всероссийской переписи населения 2010 года) проживают представители более 140 национальностей. При этом более 83,8% населения составляют русские; 8,1% – татары; 1,3% – украинцы; 1,0% – казахи; 0,9% – немцы; по 0,7% – чуваши, азербайджанцы; 0,6% – армяне; 0,4% – белорусы; по 0,2% – таджики, башкиры, узбеки; другие – 1,9%.

Денежные доходы населения в расчете на одного жителя области за 2015год, по предварительным данным, составили 29,1 тыс. руб. (+9,9% к уровню 2014года). Реальные располагаемые денежные доходы населения составили 98,4%.

На конец года в качестве безработных в органах службы занятости населения Тюменской области было зарегистрировано 4 950 человек, что на 28,1% больше, чем в 2014 году. Из числа зарегистрированных безработных доля граждан в возрасте 16–29 лет составляет 18,8%, или 929 человек.

Уровень регистрируемой безработицы (численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, к численности экономически активного населения) в конце 2015 года в среднем по области составил 0,7%.

В разрезе территорий региона данный показатель значительно дифференцирован. Минимальное значение показателя составляет 0,27% (Викуловский район), максимальное значение – 1,52% (Заводоуковский городской округ).

Для поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов с учетом содействия в приоритетном порядке трудоустройству российских граждан в Тюменскую область привлекается иностранная рабочая сила. С учетом складывающейся ситуации на рынке труда области квота на привлечение иностранной рабочей силы из стран с визовым порядком въезда на территорию Российской Федерации в Тюменской области на конец 2015 года составила 2 045 человек.

Оценка миграционной ситуации

За 2015 год через пункты пропуска государственной границы Российской Федерации в Тюменской области проследовало 310 740 (+1,8%, АППГ – 305 356) иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - ИГ и ЛБГ).

Количество выехавших через пункты пропуска из Тюменской области ИГ и ЛБГ на 1 977 человек превысило количество въехавших в Тюменскую область (АППГ – 3 054).

Основную часть ИГ и ЛБГ, подвергнутых иммиграционному контролю, составляют выходцы из стран СНГ – 98,5%. Из них граждане:

Казахстана – 54,6% (169 718 человек);

Узбекистана – 13,4% (41 836 человек);

Таджикистана – 12,6% (39 287 человек);

Кыргызстана – 12,1% (37681 человек);

Азербайджана – 3,5% (11131 человек);

Армении – 0,6% (1 869 человек);

Украины – 0,89% (2 782 человек);

Молдовы – 0,4% (1 322 человек);

Грузии – 0,008% (27 человек);

Прочие – 0,26% (816 человек).

Из стран «визового режима» подвергнуты иммиграционному контролю граждане:

Турции – 1,2% (4 003 человек);

Германии – 0,08% (250 человек);

Франции – 0,002% (9 человек);

Китая – 0,002% (9 человек).

Основными целями въезда ИГ и ЛБГ на территорию Российской Федерации являются:

частная – 118 375 человек (+32,6%, АППГ – 89 262);

работа – 51 695 человек (-13,3%, АППГ – 59 669);

туризм – 159 человек (снижение в 3 раза, АППГ – 478);

коммерческая – 22 человек (-21,4 АППГ – 28);

служебная – 140 человек (-46,7%, АППГ – 263);

учеба – 280 человек (+16,1%, АППГ – 241);

транзит – 45 человек (+28,5%, АППГ – 35);

прочие – 1 514 человек (+29,1%, АППГ – 1 172).

УФМС России по Тюменской области оформлено 93 разрешения на привлечение и использование иностранных работников (АППГ - 106) на 1726 человек.

Оформлено 1588 разрешений на работу, за аналогичный период прошлого года – 13 016 разрешений. В рамках установленной квоты оформлено – 1374 разрешений на работу (АППГ – 11 084).

За 12 месяцев 2015 года принято 38 (-46,5%, АППГ – 71) заявления на выдачу разрешения на работу высококвалифицированному специалисту, из них первоначально – 15, продлено – 13. Оформлено – 39 (АППГ – 72), выдано – 40 (АППГ – 68).

Квалифицированным специалистам оформлено 171 (АППГ – 760) разрешение на работу.

За отчетный период текущего года оформлено 12 558 патентов (АППГ – 19 572), из них: для работы у физических лиц – 6524, для работы у юридических лиц – 6034.

Влияние мигрантов на криминальную обстановку

в Тюменской области

В 2015 году зарегистрировано 530 преступлений, совершенных ИГ и ЛБГ (+11,3%, АППГ – 476), среди преступлений: тяжкие – 139 (АППГ – 118), совершено в особо крупных размерах – 46 (АППГ – 28), совершено в составе ОГ или ПС – 15 (АППГ – 2), экономической направленности – 30 (АППГ – 5), убийства – 2 (АППГ – 5), умышленное причинение тяжкого вреда здоровья – 18 (АППГ – 20), связанных с незаконным оборотом оружия – 2 (АППГ – 0), связанных с незаконным оборотом наркотиков – 39 (АППГ – 55), ст. 228 УК РФ – 25 (АППГ – 42), кражи – 158 (АППГ – 141), грабеж – 18 (АППГ – 32), разбой – 7 (АППГ – 6), мошенничество – 18 (АППГ – 7), контрабанда – 1 (АППГ – 0).

В 2015 году количество преступлений, совершенных в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, возросло на 4,9% (с 388 до 407).

В отчетном периоде рассмотрен судами 821 материал на административное выдворение за пределы Российской Федерации (АППГ – 818). Вынесено решений о депортации иностранных граждан за пределы Российской Федерации – 52 (АППГ – 34).

В целях предупреждения негативных последствий пребывания на территории Российской Федерации ИГ УФМС России по Тюменской области принято 3 624 (АППГ – 5 858) решения о не разрешении въезда в Российскую Федерацию, из них: на основании п.п.4,8 статьи 26 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» принято 1 786 (АППГ – 4 869) решений о не разрешении въезда в Российскую Федерацию; в соответствии с пп.11 ч.1 ст. 27 вышеуказанного закона принято 1 174 (АППГ – 834) решения о не разрешении въезда в Российскую Федерацию. На основании пп.12 ч.1 ст.27 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» принято 664 (АППГ-155) решения о не разрешении въезда в Российскую Федерацию.

2.По итогам 2015 года в Тюменской области отмечаются следующие тенденции развития уровня наркотизации населения.

По данным проведенного социологического опроса, в списке острых социальных проблем проблема наркомании отмечена респондентами на седьмой позиции (6,1%).

Рассматривая ответы опрошенных в разрезе муниципальных образований, заметим, что значимых отличий в ответах респондентов из различных муниципальных образований выявлено не было. В целом данные соответствуют общему статистическому распределению.

В разрезе городов наиболее остро в качестве социальной проблемы наркоманию воспринимают жители Тюмени – проблема отмечена у 13,0% опрошенных, что занимает 4-е место в рейтинге социальных проблем.

Что касается сельской местности, то наиболее высокий процент упоминания наркомании как проблемы в Аромашевском (8,0%), Тобольском (8,0%) и Юргинском (7,8%) районах.

Говоря об остроте проблемы немедицинского потребления наркотических средств, эксперты отмечают, что ситуация с распространением наркотиков и вовлечением молодежи в употребление наркотических средств начала стабилизироваться. И хотя проблема все еще является весьма актуальной, статистические показатели употребления наркотиков и первичной постановки на учет все же незначительно снижаются.

Согласно статистическим данным, заболеваемость наркоманией в2015году снизилась по сравнению с прошлым годом с 311 до 235 человек Снижение данного показателя удалось добиться межведомственной комплексной и системной антинаркотической работой в регионе, своевременным выявлением причин и условий, способствующих распространению наркомании, организацией комплекса мероприятий по их эффективному устранению, формированию системы профилактики, посредством которой осуществляется минимизация числа лиц, вовлекаемых в потребление наркотиков, повышением уровня компетентности населения, по вопросам, связанным с незаконным потреблением и незаконным оборотом наркотиков, организацией мероприятий с «группой риска», ранним выявлением наркопотребителей с целью дальнейшего предупредительного воздействия на круг его общения и проведение мероприятий специальной профилактики с самим потребителем.

Тем не менее, среднеобластной показатель за 2015 год выше среднероссийского показателя прошлого года на 11,0%. (Тюменская область: 2015 г. – 16,1 человек на 100 тыс. населения; РФ: 2014 г. – 14,5 человек на 100тыс. населения).

Выше среднеобластного уровня показатель заболеваемости наркоманией зарегистрирован в следующих административных территориях: городах Тюмени, Тобольске, Заводоуковске, а также в Тюменском районе и Исетском районах.

По итогам 2015 годав структуре потребляемых веществ, согласно проведенному анализу, 52,7% (АППГ – 56,6%) впервые взятых на учет наркозависимых – это потребители синтетических психостимуляторов; 19,6% (АППГ – 22,8%) каннабиноидов (совместно с синтетическими каннабиноидами (спайс)); 27,7% (АППГ – 20,6%) опиатов. В структуре опиатов: 86,2% героин (АППГ – 26%), 0% дезоморфин (АППГ – 1%), 13,8% мак (АППГ – 73%).

Число зарегистрированных лиц группы профилактического учета, находящихся под наблюдением, составило 1847 человек (АППГ – 1820 человек). Среднеобластной показатель за 2015 год ниже среднероссийского показателя 2014 года на 17,8% (Тюменская область: 2015 г. – 126,9 человек на 100 тыс. населения; РФ: 2014 г. – 154,3 человек на 100 тыс. населения).

Выше среднеобластного уровня данный показатель зарегистрирован в следующих административных территориях: городах Тюмени, Ишиме, Тобольске и Ишимском районе.

На диспансерном учете зарегистрировано 3 406 больных с диагнозом «наркомания», что составляет 234,1 человек на 100 тыс. населения (АППГ – 3 420 больных или 241,0 человек на 100 тыс. населения). Наибольшее число больных наркоманиями состоит на диспансерном учете в крупных административно-территориальных единицах Тюменской области: г.Тюмени – 2 448 человека, г.Тобольске – 285, г.Ишиме – 141. В данных территориальных образованиях число зарегистрированных лиц, страдающих наркологическими расстройствами, составляет 85% от общего числа зарегистрированных по области.

В 2015 году структура общей заболеваемости наркоманией также изменилась: большинство лиц с диагнозом «наркомания» потребители наркотиков опийной группы 70,2% (АППГ – 71%). Из них: 52,5% потребители героина (АППГ - 40,7%), 2,9% - дезоморфина (АППГ – 5,9%), 44,6% - раствора мака (АППГ– 53,4%).

Возрастной состав больных наркоманией

до 14 лет

15–17 лет

18–19 лет

20–39 лет

40 лет и старше

2013г. (в %)

0

0,03

0,4

92,0

8,0

2014г. (в %)

0

0,03

0,2

90,2

9,5

2015г. (в %)

0

0,08

0,5

88,5

10,8

Большинство зарегистрированных больных наркоманией находится в возрастной группе 20–39 лет.

Возрастной состав лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков (профилактический учет)

до 14 лет

15–17 лет

18–19 лет

20–39лет

40 лет и старше

2013г. (в %)

0,7

6,8

0,7

86,3

5,6

2014г. (в %)

0,8

10,9

3,2

78,3

6,8

2015г. (в %)

0,9

11,2

4,7

74,9

8,1

Среди лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических веществ, большинство также находится в возрастной группе 20–39 лет.

Социальный состав больных, состоящих на учете в областном наркологическом диспансере с диагнозом «наркомания»

Отчетный период/

социальный состав

2013 г.

2014 г.

2015г.

Учащиеся

0,01%

0,04%

0,02%

Студенты

0,3%

0,3%

0,31%

Рабочие

17,0%

19,0%

18,2%

Инженерно-технические работники

0,2%

0,2%

0,3%

Работники сферы обслуживания

3,6%

3,6%

3,9%

Менеджеры

1,0%

1,0%

1,1%

Частные предприниматели

1,9%

2,0%

2,5%

Инвалиды

0,3%

0,7%

0,7%

Неработающие

75,7%

73,2%

73,18%

77,2%, состоящих на диспансерном учете с диагнозом «наркомания» являются неработающими гражданами.

Число отравлений наркотическими средствами по данным на 01.01.2016г.

Год

2013

2014

2015

Количество отравлений

319

308

196

из них ком

74

51

46

Количество отравлений наркотическими веществами в 2015 году в сравнении с 2013 годом снизилось на 38,6%. В сравнении с прошлым годом в лечебно-профилактические учреждения области с диагнозом «отравление наркотическим средствами» поступило на 36,4% человек меньше. Наибольшее количество случаев отравлений наркотическими веществами приходится на городское население:

– в г.Тюмени – 126 случаев;

– в г.Тобольске – 34 случая.

Число умерших от передозировки наркотическими средствами по данным на 01.01.2016 г.

Год

2013

2014

2015

Количество смертей

61

43

44

Число умерших от передозировки наркотиками в Тюменской области по предварительным данным на 01.01.2016 увеличилось незначительно составило 44 человека (АППГ - 43 человека). В возрастной категории 18-39 лет – 38 человек, 40 лет и старше – 6 человек. Среди детей и подростков в 2015 году летальных случаев не зарегистрировано.

Самая напряженная ситуация по смертности от отравлений наркотическими веществами сложилась в городах Тюмени и Тобольске, где число зафиксированных смертельных случаев составило 84,1% от их общего числа по области.

Отмечается снижение количества смертей от отравлений психотропными веществами на 57,1% (2015 год - 3 случая, 2014 год - 7 случаев).

Из числа отравлений наркотическими веществами, наибольшее значение имеет отравление синтетическими психостимуляторами – 108 случаев в 2015 году (АППГ- 116), в том числе смертельных отравлений – 24 случая (АППГ – 12).

Таким образом, в ходе проведенного анализа отмечается незначительное увеличение случаев смертельных отравлений наркотическими веществами при снижении общего количества отравлений, от употребления наркотических средств.

Незаконный оборот синтетических наркотических средств, входящих в состав курительных смесей и «солей» в 2015 году продолжает оставаться одним из доминирующих факторов, определяющих и формирующих наркоситуацию вТюменской области.

В Тюменской области после введения ограничения на свободную реализацию кодеиносодержащих лекарственных препаратов произошло снижение числа наркологических больных, состоящих на диспансерном учете, уменьшилось количество выявляемых фактов потребления дезоморфина у лиц, доставляемых на медицинское освидетельствование.

Число лиц, употребляющих дезоморфин и состоящих на наркологическом учете, составляет 70 человек, что ниже данного показателя за 2014 год на 43,5%. За 2015 год в Тюменской области лиц, впервые поставленных на диспансерный или профилактический учет вследствие потребления дезоморфина не зарегистрировано.

3. Наркологическая помощь населению Тюменской области оказывается в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 №929н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «наркология» (далее – Порядок). В настоящее время оснащение учреждений здравоохранения области, оказывающих наркологическую помощь, приведено в соответствие с Порядком.

В Тюменской области деятельность в сфере социальной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях, осуществляется в рамках региональной программы «Комплексная реабилитация и ресоциализация потребителей наркотических средств и психотропных веществ» до 2020 года (далее – Программа).

Основным результатом реализации мероприятий Программы является увеличение доли больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию, длительность ремиссии у которых составляет не менее 3 лет, а также снятых с учета в связи с выздоровлением, путем создания системы комплексной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотических средств и психотропных веществ (2013 год – 11%; 2014 – 11,1%; 2015 год – 11,2%).

На сегодняшний день в Тюменской области создана система оказания помощи наркологическим больным, которая включает три этапа: амбулаторный, стационарный и реабилитационный, что позволяет оказывать адекватную специализированную помощь (в том числе несовершеннолетним) на современном уровне.

Первичное звено здравоохранения представлено участковыми терапевтами, педиатрами, семейными врачами, фельдшерами фельдшерско-акушерских пунктов, врачами скорой медицинской помощи, которые выявляют наркологические заболевания, формируют группы риска, осуществляют направление пациентов в специализированное звено для оказания плановой и экстренной наркологической помощи.

Оказание плановой наркологической помощи выполняется последовательно и включает два этапа:

· первый – догоспитальный, осуществляется врачами психиатрами-наркологами, средним медицинским персоналом наркологических кабинетов (в том числе кабинетами по обслуживанию детского населения); по области организованы и работают ГБУЗ ТО «Областной наркологический диспансер» 21 врачебных наркологических кабинетов, 2 кабинетов экспертизы опьянения, 1 хозрасчетное анонимное отделение, 2 подростковых кабинета. В наркологических кабинетах территорий и в амбулаторном отделении ГБУЗ ТО «Областной наркологический диспансер» проводится амбулаторное лечение наркологических больных, амбулаторная реабилитация, диспансерное наблюдение, эпидмониторинг наркологической ситуации;

· второй – стационарный, осуществляемый в наркологических отделениях. Общее число коек по югу Тюменской области в 2015г. составило 185, из них: 125 в ГБУЗ ТО «Областной наркологический диспансер» (включая 10 детских коек), 60 в территориальных подразделениях в гг. Тобольск и Ишим (наркологические отделения ГБУЗ ТО «Тюменская областная клиническая психиатрическая больница» г. Ишим – 25 коек и г. Тобольск – 35 коек).

Оказание медицинской помощи пациентам с острыми заболеваниями и состояниями при наркологических заболеваниях включает два этапа:

первый – догоспитальный, осуществляемый в порядке скорой и (или) неотложной медицинской помощи;

второй – стационарный, осуществляемый в отделении неотложной наркологии ГБУЗ ТО «Областного наркологического диспансера» и палатах неотложной помощи наркологических отделений в гг. Ишим и Тобольск.

Укомплектованность специалистами врачами психиатрами-наркологами в 2015 году соответствует уровню обращаемости за наркологической помощью.

Амбулаторная реабилитация наркологических больных осуществляется в ГБУЗ ТО «Областной наркологический диспансер», Тобольском и Ишимском филиалах ГБУЗ ТО «Областная клиническая психиатрическая больница».

Стационарная реабилитация лиц, склонных к употреблению психоактивных веществ осуществляется на базе ГБУЗ ТО «Областной наркологический диспансер» и ГАУ ТО «Областной центр профилактики и реабилитации».

В структуре ГБУЗ ТО «Областной наркологический диспансер» в 2014 году открыто отделение медико-социальной реабилитации наркологических больных на 15 коек. В программе реабилитации - комплексное лечение и восстановление, включая психотерапию, физиотерапию, современные лекарственные средства. Данный индивидуальный курс стационарной реабилитации позволяет улучшить соматические состояние, составить индивидуальный социальный паспорт пациента и в соответствии с ним провести требуемые социальные и психотерапевтические мероприятия.

Осуществляется реабилитация больных наркоманией на базе ГАУ ТО «Областной центр профилактики и реабилитации» (далее – Центр), который действует с 1999 года. Материально-техническая база центра и кадровый потенциал позволяют оказывать высококвалифицированную специализированную наркологическую реабилитационную помощь больным наркоманией и лицам, склонным к употреблению психоактивных веществ.

Реабилитация лиц (старше 18-летнего возраста), больных наркоманией, осуществляется в рамках проекта «Феникс». Проект разработан с учетом рекомендаций Министерства здравоохранения Российской Федерации, международного и российского опыта в сфере реабилитации наркозависимых и созависимых граждан. В рамках реабилитации наркозависимые граждане получают необходимый комплекс реабилитационных услуг (организована лечебно-терапевтическая помощь, социально-психологическая реабилитация, физкультурно-оздоровительная работа). Также в период прохождения реабилитации в рамках трудотерапии организовано обучение реабилитантов трудовым навыкам по рабочим специальностям. После прохождения реабилитации оказывается содействие в трудоустройстве. По проекту «Феникс» в 2015 году полный курс реабилитации прошли 143 человека.

После прохождения курса реабилитации на базе Центра больной наркоманией включается в программы поддерживающей реабилитации, профилактические (постреабилитационные) программы, направленные на усиление мотивов личностного и социального роста, на профилактику рецидивов заболевания (деятельность терапевтических сообществ «группа анонимных наркоманов», индивидуальная и групповая работа с психологом, патронажное сопровождение).

В целях закрепления результатов реабилитации в центре создана система социального патронажа, организована деятельность терапевтических сообществ «группа анонимных наркоманов» и «группа созависимых». В 2015 году в работе терапевтических сообществ анонимных наркоманов приняли участие 14,4 тыс. человек (с учетом многоразового охвата). В работе группы терапии созависимых граждан приняли участие порядка 3 тыс. человек (с учетом многоразового охвата).

Также на базе центра проводится реабилитация несовершеннолетних, имеющих опыт употребления психоактивных веществ (далее – ПАВ). Данная работа осуществляется в рамках специального проекта «Ступени».

Основная идея проекта заключается в организации системной профилактической работы с подростками, замеченными в употреблении ПАВ, сиспользованием ресурсов существующего в области реабилитационного центра и возможностей команды наставников (кураторов), реализующих программы индивидуального сопровождения несовершеннолетних в постреабилитационный период по месту жительства.

Проект предусматривает прохождение реабилитации несовершеннолетних в рамках стационарных смен. В период стационарной реабилитации несовершеннолетние продолжают обучение по программе общеобразовательной школы, имеют возможность получить профессиональную подготовку по рабочим специальностям, востребованным в регионе (повар, каменщик, плотник и др.). Впостреабилитационный период осуществляется индивидуальное сопровождение каждого подростка куратором по месту жительства. Для этого вовремя прохождения подростком курса реабилитации разрабатывается специальная программа. В 2015 году в Центре в трех стационарных реабилитационных сменах прошли реабилитацию 86несовершеннолетних.

Между Департаментом по спорту и молодежной политике Тюменской области, Департаментом здравоохранения Тюменской области, ГАУ ТО «Областной центр профилактики и реабилитации», ГБУЗ ТО «Областной наркологический диспансер» заключено Соглашение от 30.05.2013 № 362 о совместной работе по осуществлению деятельности, направленной на лечение и реабилитацию лиц, склонных к употреблению психоактивных веществ.

В регионе также осуществляют деятельность негосударственные реабилитационные центры различных правовых форм, в основе программ которых – мотивация на трезвый образ жизни, проведение оздоровительных мероприятий, направленных на восстановление здоровья реабилитанта (без лечения), социально-трудовая реабилитация, восстановление личностного статуса наркозависимого. При невозможности или нежелании прохождения наркопотребителями реабилитации в условиях наркологических учреждений им рекомендуются негосударственные реабилитационные центры. Информация о негосударственных реабилитационных центрах размещена на интернет-сайтах ГБУЗ ТО «Областной наркологический диспансер» и Управления ФСКН России по Тюменской области, а также на информационных стендах в отделениях диспансера.

ГБУЗ ТО «Областной наркологический диспансер» заключил договоры о сотрудничестве со следующими реабилитационными центрами: филиал Межрегиональной благотворительной организации социальной адаптации граждан «Линия жизни», благотворительный фонд социальной и духовной помощи «Благая весть», автономная некоммерческая организация «Реабилитационный центр помощи наркозависимым «Поколение», благотворительный фонд возрождения православных традиций Российской медицины в честь святого великомученика Пантелеймона «Лесная поляна», филиал благотворительного фонда «Ника» г.Тюмень, филиал благотворительного фонда «Ника-2» г.Тобольск, автономная некоммерческая организация Центр социальной адаптации наркозависимых и алкозависимых «Единство», социально-реабилитационный центр «Путь в жизнь», реабилитационный центр ООО "Ишимсоцадаптация", а также с благотворительным фондом по содействию алко- и наркозависимым людям «Вера» г.Уфа, Башкортостан. У всех общественных организаций отсутствует лицензия на медицинскую деятельность, центры осуществляют лишь социальную реабилитацию.

ВТюменской области потребность потенциального охвата услугами реабилитации для потребителей наркотических средств и психотропных веществ обеспечена существующим государственным центром реабилитации, а также отделением медико-социальной реабилитации ГБУЗ ТО «Областной наркологический диспансер», осуществляющими деятельность в сфере реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков.

Количество лиц, прошедших курс стационарной реабилитации и ресоциализации как в государственных, так и в негосударственных реабилитационных центрах Тюменской области в 2015 году составило 194 человека, что на4,0% меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года – 202 человека. Но, количество наркопотребителей вовлеченных в систему лечения, реабилитации и ресоциализации существенно увеличилось, количество лиц, прошедших амбулаторную реабилитацию составило 920 человек, что на 31,4% выше 2014 года (700 человек).

Доля пациентов, прошедших курс лечения, реабилитации и находящихся в ремиссии не менее 3-х лет составил 11,2%.

В целях осуществления мотивации потребителей наркотиков к прохождению курса лечения, реабилитации и ресоциализации организована работа по созданию мотивационных программ. Мотивация наркологических больных на лечение и реабилитацию осуществляется на базе ГБУЗ ТО «Областной наркологический диспансер» врачами психиатрами-наркологами, психологами, специалистами по социальной работе, социальными работниками, психотерапевтами. Мотивация также осуществляется на базе психологических центров и центров здоровья Тюменской области. Специалисты 13 центров здоровья по Тюменской области, первичное звено здравоохранения (участковые терапевты, педиатры, семейные врачи, фельдшера ФАПов, врачи скорой медицинской помощи) выявляют наркологические заболевания, мотивируют пациентов на обращение за наркологической помощью, формируют группы риска, осуществляют направление пациентов в специализированное звено для оказания плановой и экстренной наркологической помощи. ГБУЗ ТО «Областной наркологический диспансер» разработаны региональные методические рекомендации по мотивационной работе, также разработаны методические рекомендации «Мотивация больных с зависимостью от наркотических веществ к реабилитационным мероприятиям» и алгоритм ведения таких пациентов.

В соответствии с разработанными видами индивидуальных программ реабилитации и ресоциализации для разных уровней реабилитационного потенциала потребителей наркотиков психологами наркологической службы за 2015 год проведено 1578 индивидуальных консультаций по созависимости с ресурсным окружением пациентов (АППГ - 547). Рост произошел вследствие принятия в штат дополнительного психолога и врача психотерапевта.

В структуре ГАУ ТО «Областной центр профилактики и реабилитации» открыты Службы семейного консультирования в гг. Тюмень и Тобольск. За 2015 год специалистами оказано 6700 индивидуальных консультаций жителям области, оказано социально-патронажное сопровождение 720 семей наркозависимых и алкозависимых, прошедших курс медико-социальной реабилитации в ГАУ ТО «Областной центр профилактики и реабилитации».

С целью развития системы предреабилитационного мотивационного консультирования и постреабилитационной трудовой социализации подписано соглашение о взаимодействии между Департаментом здравоохранения Тюменской области и Департаментом труда и занятости населения Тюменской области от 11.03.2012 №517 по вопросам трудоустройства, профессиональной переподготовке наркологических больных. В рамках соглашения пациентам наркологического диспансера выдаются направления в учреждения службы занятости населения для оказания содействия в трудоустройстве.

В течение 2015 года выдано 113 таких направлений, из которых только 36 наркозависимых лиц, находящихся в состоянии ремиссии, обратились в центры занятости населения, 5 – трудоустроено, 4 – приступили к профессиональной подготовке (переподготовке).

В целях обеспечения координации действий ведомств системы профилактики, достижения максимальной эффективности работы по профилактике наркомании с семьями, имеющими наркозависимых граждан, в том числе несовершеннолетних, используются возможности программного комплекса «Банк данных семей и несовершеннолетних «группы особого внимания», который позволяет иметь единое информационное поле по персонифицированному учету, а также отслеживать состояние работы каждого ведомства с несовершеннолетними и семьей (далее – Банк данных).

На 01.01.2016 года на учете в Банке данных состояло:

- 7 777 несовершеннолетних (из них 4472 из замещающих семей), в т.ч. 182 подростка, употребляющих наркотические (ненаркотические) вещества;

- 5 223 семьи (из них 2937 замещающих семьи), в том числе 38 семей, в которых родители употребляют наркотические (ненаркотические) вещества.

В отношении каждой семьи, состоящей на учете в Банке данных, разрабатывается межведомственная реабилитационная программа, включающая реализацию межведомственных технологий и предоставление социальных услуг.

Ежегодно специалистами учреждений социального обслуживания населения оказываются более 1,2 тыс. социальных услуг взрослым и несовершеннолетним, допускающим немедицинское потребление наркотиков.

Специалистами учреждений социального обслуживания населения используются межведомственные социальные технологии, направленные на оказание комплексной помощи семьям, в которых родители употребляют психоактивные вещества:

- «Служба экстренного реагирования» – оказание экстренной социальной помощи;

- «Выездная служба комплексной социально-реабилитационной помощи несовершеннолетним и их семьям»;

- «Метод взаимодействия с сетевым окружением семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации»;

- «Оказание комплексной помощи несовершеннолетним и их семьям в условиях стационарных реабилитационных отделений областных базовых учреждений»;

- Социально-реабилитационное сопровождение неблагополучных семей посредством института «Семейный наставник»;

- «Оказание психологической и правовой помощи подросткам и членам их семей в сети Интернет»;

- «Социальная работа с несовершеннолетними, освободившимися из УФСИН России, и их семьями», предусматривающая реабилитационные мероприятия по дальнейшему жизнеустройству несовершеннолетнего.

В целях предоставления временного приюта лицам без определенного места жительства и лицам, освободившимся из мест лишения свободы, в том числе прошедшим медицинское лечение и полностью отказавшимся от употребления наркотических средств, в г. Тюмени функционирует автономное учреждение социального обслуживания населения Тюменской области «Центр социальной помощи лицам без определенного места жительства и лицам, освободившимся из учреждений УФСИН», рассчитанное на 70 мест, в структуре территориальных центров социального обслуживания населения г. Ишима, г.Тобольска открыты отделения социальной реабилитации указанной категории граждан на 45 и 25 мест соответственно.

Всего в 2015 году в данных учреждениях временный приют получили более 500 человек.

4.В целях эффективного решения задач воспитания и социализации молодежи, профилактики различных форм асоциального поведения среди детей и молодежи в регионе создана сеть молодежных центров (15учреждений) и учреждений дополнительного образования сфер молодежной политики, культуры, спорта, образования, социальной защиты, а также негосударственного сектора (всего 133 учреждения).

В 2015 году показатель эффективности деятельности организаций дополнительного образования составил 77,6% или более 156,7 тыс. человек от числа детей и молодежи Тюменской области в возрасте 5-18 лет (2014 год – 76% или 147,1 тыс. человек).

В последнее время активно ведется работа по внедрению программ по развитию научно-технического направления (Центр прототипирования (или fab-lab), школа конструктора, IT-парк, Формула студент (конструирование гоночных болидов) робототехника, SolidWorks, 3D моделирование и др., а также модульных программ, направленных на формирование востребованных социальных и иных компетенций молодежи (например, комплексная программа «Центр личностного и предпрофессионального развития молодежи» и др.), которые позволяют скомпилировать программу в соответствии с запросами конкретного человека. Данные программы позволяют решать целый ряд задач, направленных на повышение качества жизни людей, повышение уровня их культуры, обеспечение доступности услуг.

Аналогичная работа в направлении модернизации содержания программ проводится и в муниципальных учреждениях, активно внедряются модульные краткосрочные программы (Тайны микробиологии, Викуловский район; Программы дистанционного обучения «Школа вожатого», «Я - лидер!», Сорокинский район; Инновационные программы «Президент+», «Интеллектуальные игры», г. Тобольск и др.).

В качестве мер по профилактике наркомании широко используются возможности учреждений сферы отдыха и оздоровления детей.

При проведении оздоровительной кампании детскими оздоровительными организациями Тюменской области реализуются программы отдыха и оздоровления, включающие блоки по формированию здорового образа жизни и профилактике асоциальных явлений среди несовершеннолетних, в том числе алкоголизма, табакокурения, наркомании.

Наличие программ отдыха и оздоровления является одним из важнейших требований допуска детских лагерей к участию в оздоровительной кампании. Реализуемые программы проходят экспертную оценку. Областным экспертно-методическим советом в 2015 году проверено и допущено к реализации более 670 программ отдыха и оздоровления.

В 2015 году отдых и оздоровление детей организован на базе 643оздоровительных организаций: детские загородные оздоровительные лагеря – 17, санаторно-оздоровительные организации – 23, лагеря с дневным пребыванием – 591, палаточные лагеря – 11, лагеря труда и отдыха – 1.

Всего в 2015 году в детских оздоровительных организациях отдохнуло более 171 тыс. детей и подростков.

Для подростков «группы особого внимания» проведено более 150 профильных смен в загородных центрах, палаточных лагерях и лагерях с дневным пребыванием.

С целью усиления работы по профилактике правонарушений, совершаемых несовершеннолетними и в их отношении, все лагеря с дневным пребыванием работали в режиме полного дня.

За счет средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и областного бюджета в загородном центре палаточного типа АУ ТО «ОДОЦ им. О. Кошевого» проведено две смены по социальной реабилитации 200 подростков, совершивших преступления и правонарушения. К работе с подростками «группы особого внимания» привлечены социальные педагоги, воспитатели, психологи, вожатые, прошедшие специальную подготовку.

В 2015 году охват подростков «группы особого внимания» организованными формами отдыха и занятости составил 99%.

Для осуществления системной информационно-разъяснительной профилактической работы Департаментом по спорту и молодежной политике Тюменской области разработаны межведомственные проекты: областной профилактический марафон «Тюменская область – территория здорового образа жизни» (проведение комплекса информационно-разъяснительных мероприятий среди обучающихся, родительской общественности в течение учебного года), «Лето – пора находок, а не потерь» (профилактическая работа сдетьми и молодежью в период летней оздоровительной кампании); «Это должен знать Ваш ребенок» (информационные и видеоматериалы для родителей по формированию у детей установок неприятия асоциальных форм поведения).

В организации работы, направленной на профилактику распространения и употребления наркотических веществ, активное участие принимают представители волонтерского профилактического движения. Волонтерами осуществляется информационно-разъяснительная и профилактическая работа среди обучающихся образовательных организаций и других групп населения. Внастоящее время в 26 муниципальных образованиях Тюменской области действует 589 волонтерских отрядов, участниками которых является 17,2 тыс. человек.

В 2015 году с участием волонтеров профилактические мероприятия: «Областная зарядка», приуроченное к Всемирному дню здоровья, «Поколение «независимых», приуроченное к Международному дню борьбы с пьянством и Международному дню без табака, «Наш выбор – здоровье», приуроченное к Международному дню борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков, «Областной день трезвости» и др.

В части организации деятельности по противодействию распространению «стеновой рекламы» наркотических средств с 2011 года участники волонтерского профилактического движения проводят акцию «ШТРИХ КОД», направленную на борьбу с«наружной рекламой» наркотиков на фасадах зданий и сооружений.

С участием волонтеров в области реализуется проект «Киберпатруль», основными задачами которого является противодействие распространению в сети Интернет запрещенной информации и информации, способной причинить вред здоровью и развитию личности детей и подростков (в том числе о способах, методах использования и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, местах их приобретения и т.д.).

В 2015 году в ходе мониторинга интернет-ресурсов волонтерами было выявлено и направлено в Роскомнадзор, правоохранительные органы Тюменской области 493 ссылки с противоправной информацией, в том числе более 190 ссылок, связанных с контентом, содержащем информацию о способах, методах использования и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, местах их приобретения.

В системе образования области работает 70 Кабинетов по профилактике и употреблению психоактивных веществ, которыми ежегодно проводится более 11 тыс. антинаркотических мероприятий для обучающихся, родителей и педагогов.

Осуществляется информационное сопровождение антинаркотической деятельности. Для проведения конкретных информационных мероприятий Департамент информационной политики Тюменской области организует взаимодействие СМИ с общественными институтами, правоохранительными органами, представителями науки, образования, религиозных конфессий.

Сформирован и работает журналистский пул, в котором объединены представители СМИ, специализирующиеся на теме профилактики и борьбы с наркоманией. При этом на регулярной основе ведется работа по повышению осведомленности работников средств массовой информации в вопросах борьбы с наркоманией. Для журналистов подготовлены и постоянно обновляются списки экспертов, готовых дать квалифицированный комментарий или консультацию при подготовке материала антинаркотической направленности. Кроме того, проводятся обучающие встречи и мастер-классы.

В первую очередь работа по противодействию наркомании в СМИ строится на пропаганде здорового образа жизни и спорта.

Кроме того, СМИ активно освещают деятельность правоохранительных органов по противодействию наркопреступлений. В газетах, на ТВ и радио на регулярной основе публикуются сводки с разъяснениями по наказаниям за совершенные преступления. Призывают СМИ и самих граждан не скрывать информацию об увиденных преступлениях или асоциальном поведении. При этом сообщается, где и как можно передать свои сведения. Для тех, кто чувствует опасность, СМИ предлагают оставить сообщение анонимно, публикуя телефоны горячей линии.

Важным аспектом, во многом определяющим успешность антинаркотической деятельности, является своевременность выявления наркопотребителей. В 2014-2015 учебном году (в соответствии с распоряжением Правительства Тюменской области от 10.04.2006 № 300-рп «О мерах по раннему выявлению лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств») проведено массовое экспресс-тестирование методом иммунохроматографической диагностики. Процедура тестирования осуществлялась специализированной «независимой» бригадой: медицинским работником и врачом-наркологом. В тестировании приняли участие: студенты учреждений профессиональных образовательных организаций, обучающиеся 9–11классов общеобразовательных школ, лица призывного и приписного возраста, лица, содержащиеся в учреждениях федеральной службы исполнения наказания. Общий охват составил более 116,5 тыс. человек. Все лица, имеющие положительные результаты, направлены в наркологические кабинеты области.

С 2015-2016 учебного года мероприятия, направленные на раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ среди обучающихся в образовательных организациях проводятся в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Департаментом здравоохранения Тюменской области совместно с Департаментом образования и науки Тюменской области, Департаментом по спорту и молодежной политике Тюменской области разработан и утверждён трехсторонний приказ «О проведении социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования Тюменской области, а также медицинских профилактических осмотров, направленных на раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ», который утверждает:

- алгоритм проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования;

- алгоритм проведения профилактических медицинских осмотров обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ;

- алгоритм действий наркологической службы с несовершеннолетними, выявленными с положительным результатом тестирования.

В 2015 году Департаментом образования и науки Тюменской области проведено социально-психологическое тестирование лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования. В тестировании приняли участие обучающиеся 7-11 классов, 1-3 курсов профессиональных образовательных организаций и 1 курсов образовательных организаций высшего образования. Тестированием охвачено более 80 тыс. человек. Результаты и персонифицированная информация направлена в Департамент Здравоохранения Тюменской области для дальнейшей работы.

5.Незаконный оборот синтетических наркотических средств, входящих в состав курительных смесей и «солей» в 2015 году оставался одним их доминирующих факторов, определяющих и формирующих наркоситуацию в регионе.

На фоне увеличения по итогам 2015 года количества зарегистрированных преступлений в Тюменской области на 2,4% (с 30248 до 30 979) уменьшилась доля наркопреступлений. Удельный вес преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, составил 8,5% (2014 г. – 10,6%).

В 2015 году правоохранительными органами Тюменской области зарегистрировано 2643 наркопреступления, что на 17,6% ниже соответствующего показателя 2014 года – 3208.

На фоне снижения количества зарегистрированных преступлений наблюдается увеличение числа лиц, совершивших преступления в состоянии наркотического опьянения (с 500 до 644 человек), расследовано 646 преступлений, совершенных в состоянии наркотического опьянения (АППГ - 515).

Из общего количества зарегистрированных наркопреступлений в производстве органов внутренних дел находились уголовные дела о 1587 наркопреступлениях или 60,05 % (2014 г. - 2007), органов наркоконтроля - 973 или 36,81 % (2014 г. - 1115), Следственного комитета - 67 или 2,54 % (2014 г. - 79), ФСБ - 16 или 0,6 % (2014 г.-7).

Пресечение деятельности организованных преступных групп, подрыв экономических основ организованной наркопреступности путем противодействия легализации доходов, полученных от наркоторговли, борьба с контрабандой наркотиков и притоносодержательством являются одними из приоритетных направлений правоохранительной деятельности.

В результате работы правоохранительных органов по противодействию организованной наркопреступности в 2015 году количество расследованных наркопреступлений указанной направленности увеличилось на 36,4%. Из 165 наркопреступлений (АППГ-121), совершенных в организованных формах (с учетом раскрытых преступлений прошлых лет) 135 расследовано ФСКН, 16-МВД, 8-Следственным комитетом, 6 -ФСБ.

В 2015 году всеми правоохранительными органами Тюменской области расследовано 10 преступлений, связанных с легализацией денежных средств на общую сумму 9 млн.500 тыс. руб.

Зарегистрировано 14 преступлений, связанных с контрабандой наркотических средств и сильнодействующих веществ (АППГ – 16).

В связи с обострением ситуации, связанной с массовым распространением синтетических психостимуляторов, характерной особенностью оперативной обстановки в области стал рост числа наркопритонов, в которых они потребляются.

Правоохранительными органами пресечена деятельность 82 наркопритонов (АППГ – 66), из которых 77 в областном центре (93,9%), г. Заводоуковска – 2, и вг. Ишиме, г.Ялуторовске и Тюменском районе по одному.

За 2015 год правоохранительными органами Тюменской области изъято изнезаконного оборота по возбужденным уголовным делам 276,3 кг. наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ (АППГ – 313,9 кг).

В 2015 году в структуре изъятых правоохранительными органами из незаконного оборота наркотических средств преобладают наркотики каннабисной группы (доля 70,7%) и синтетические наркотические вещества (доля 24,2%).

В 2015 году доля героина в общей структуре изъятых наркотиков незначительно увеличилась с 2,9 % в 2014 г. до 3,6%. Качество изымаемого в области наркотического средства – героин остается, как и прежде стабильно низким. Присутствие посторонних примесей в наркотической смеси свидетельствует о дефиците наркотика на нелегальном рынке и адекватном противодействии со стороны правоохранительных органов.

Среди наркотических средств каннабисной группы в обороте традиционно доминируют марихуана (55,1%) и гашиш (12,4%). Преобладание в обороте марихуаны объясняется, прежде всего, наличием в Тюменской области собственной сырьевой базы дикорастущей конопли, которая служит для ее производства. Марихуана имеет преимущественное распространение в аграрных районах области с низким уровнем жизни населения, а большие объемы ее изъятий обусловлены стабильно невысоким содержанием активных алкалоидов из-за климатических особенностей региона.

Средние розничные и оптовые цены за 1 условный грамм наркотического средства на «черном рынке» Тюменской области в 2015 году составили[1]:

- героин (розничная цена)- 1500-3000 руб., оптовая цена -500 руб.;

- гашиш (розничная цена) - 1000 руб., оптовая цена - 250 руб.;

- марихуана (розничная цена) - 500 руб., оптовая цена - 80 руб.;

- синтетические «соли» (розничная цена) – 3000 руб., оптовая цена - 400 руб.;

- курительные смеси (розничная цена) – 500 руб., оптовая цена - 150 руб.

Необходимо отметить, что в Тюменской области по большей части действуют небольшие преступные наркогруппировки, занимающиеся розничным незаконным сбытом синтетических наркотиков, хранение крупных партий которых осуществляют лидеры преступных групп либо так называемые «кладовщики».

Не теряют своей актуальности и поставки наркотических средств с использованием почтово-курьерской инфраструктуры, хотя принимаемые в последние годы меры дали положительные результаты и интенсивность пересылки запрещенных веществ постепенно снижается. За 2015 год изъято 63 почтовых отправления (АППГ-77), из которых 36 или 57,1% по фактам пересылки курительных смесей и «солей», вес изъятых подконтрольных наркотических средств и их производных составил 0,79 кг. (АППГ- 40,59 кг.).

Для рекламы и распространения синтетических психоактивных веществ широко используются возможности сети Интернет.

Заказ наркотиков осуществляется через специализированные сайты, социальные сети («Одноклассники», «Вконтакте», «Твиттер», «Фейсбук» и т.д.) и тематические форумы. Оплата производится с использованием электронных платежных систем («Яндекс-Деньги», «Web-Money»,«QIWI-кошелек» и др.), вкоторых отсутствует идентификация плательщика. Распространение указанных веществ в пределах одного населенного пункта осуществляется посредством тайников-закладок.

В 2015 году Управлением ФСКН России по Тюменской области в Роскомнадзор направлена информация о 291 интернет-ресурсе с признаками сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и местах их приобретения.

Для Тюменской области в предыдущие годы актуальной являлась проблема поступления в оборот неподконтрольных аналогов наркотических средств, распространение и потребление которых не влекло за собой уголовную ответственность. В 2015 году, по данным Управления ФСКН России по Тюменской области новых, синтетических психостимуляторов в обороте не зафиксировано, тогда как в 2013-2014 годах выявлено 24 таких препарата.

Для выявления и уничтожения незаконных посевов и очагов произрастания дикорастущих растений, содержащих наркотические вещества и служащих сырьевой базой для производства наркотиков растительного происхождения, в Тюменской области ежегодно проводится комплексная оперативно-профилактическая операция «МАК».

По данным межведомственной статистической отчетности, в 2015 году правоохранительными органами Тюменской области уничтожен 371 очаг произрастания дикорастущих наркосодержащих растений общей площадью 428,35 га. Общий вес уничтоженных растений составил 2822,16 т.

В таблице приведены данные о выявленных и уничтоженных очагах произрастания наркосодержащих

Сведения

о выявленных Управлением ФСКН России и ликвидированных

по Тюменской области очагах произрастания

наркотикосодержащих растений

Наименование показателя

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

Общая площадь выявленных очагов дикорастущих растений (кв.м.)

1750770

2389432

1834088

3473452

4267239

Уничтожено дикорастущих растений на площади (кв.м)

1720620

2389432

1834088

3473452

4267239

в том числе

вес уничтоженных растений (кг)

3346239

2211000

4040102

4019073

2818898

Уничтожено незаконно выращенных посевов (единиц)

1

3

2

0

1

Общая площадь уничтоженных незаконно выращенных посевов (кв.м)

2

44

2

0

0*

в том числе

вес уничтоженных растений (кг)

0,4

1,07

4

0

0,4

Также в регионе выполняются работы по фитосанитарному мониторингу посевов сельскохозяйственных культур на засоренность сорняками, в том числе дикорастущей коноплей. В 2015 году общая площадь выявленных очагов произрастания дикорастущей конопли в рамках работ по фитосанитарному обследованию посевов сельскохозяйственных культур составила 6729000 (кв.м.). Сельскохозяйственным предприятиям было выдано заключение, на основании которого проведена гербицидная обработка по уничтожению дикорастущей конопли на площади 6729000 (кв.м.).

Управлением Россельхознадзора по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам при проведении контрольно-надзорных мероприятий в 2015 году было выявлено 160000 (кв.м.) земли заросшей дикорастущими наркосодержащими растениями. Правообладателям земельных участков выданы предписания, в результате на указанной площади проведены работы по уничтожению конопли путем скашивания.

В результате проведенных мероприятий в рамках ОПО «МАК» Управлением ФСКН России по Тюменской области возбуждено 432 уголовных дела, в том числе: 25 уголовных дел по преступлениям, связанным с организацией либо содержанием притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ, 3 уголовных дела, связанных с контрабандой наркотиков и 1 уголовное дело, связанное с незаконным культивированием растений, содержащих наркотические средства.

Эффективной мерой профилактики совершения наркопреступлений продолжает оставаться выявление и пресечение административных правонарушений, связанных с оборотом наркотиков.

По данным межведомственной статистической отчетности № 4-МВ-НОН в 2015 году правоохранительными органами Тюменской области и органами по контролю и надзору в сфере здравоохранения выявлено 1520 административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (АППГ–1189). Из них:

– ст. 6.8 КоАП России (незаконный оборот наркотиков и их аналогов) – 135;

– ст. 6.9 КоАП России (потребление наркотиков без назначения врача) – 616;

– ст. 20.20 ч.2 КоАП России (потребления наркотиков в общественных местах)-212, наложено административных штрафов на сумму 652 тыс. рублей.

Административные протоколы составлены в отношении 1304 физических лиц (АППГ- 1051) и 20 юридических лиц (АППГ– 18). Из общего количества физических лиц совершивших административные правонарушения 81,5% (1063)-лица совершившие правонарушения в состоянии наркотического опьянения.

В рамках реализация Федерального закона от 25.11.2013 № 313-ФЗ, помимо административного наказания, судьями выносятся решения о возложении на лиц, привлечённых к административной ответственности обязанности о прохождении диагностики, профилактических мероприятий, лечении от наркомании и медицинской реабилитации. Так, за 2015 год такие решения приняты в отношении 434 человек.

При уклонении от исполнения обязанности по прохождению диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании и медицинской реабилитации, вышеуказанные лица привлекаются к административной ответственности по ст. 6.9.1 КоАП России. В 2015 году выявлено 142 административных правонарушения по данной статье (АППГ-18), по которым к административной ответственности привлечен 131 человек, наложено административных штрафов на сумму 282 тыс. руб.

В ходе работы по выявлению и пресечению административных правонарушений, предусмотренных ст. 6.13 КоАП России в текущем году в Тюменской области выявлено 9 фактов (АППГ-12), содержащих признаки пропаганды и незаконной рекламы наркотических средств. К административной ответственности привлечено 8 физических и 1 юридическое лицо. Сумма наложенных административных штрафов составила 104 тыс. рублей (АППГ – 64).

В 2015 году произошло снижение на 4,3% количества выявленных правонарушений, связанных с управлением транспортными средствами в состоянии наркотического опьянения (ч.1 ст. 12.8 КоАП России).

Сотрудниками ГИБДД выявлено 7506 административных правонарушений, связанных с управлением транспортным средством в состоянии опьянения (АППГ- 7845), в том числе 337 правонарушений совершены лицами, находившимися в состоянии наркотического опьянения (АППГ– 395).

Таким образом, основными факторами, оказывающими существенное влияние на ситуацию в сфере незаконного оборота наркотиков, являются:

- сохраняющаяся сложная социально-экономическая ситуация в приграничных с Республикой Казахстан районах, способствующая расширению пособнической базы трансграничных наркогрупп;

- ослабление пограничного и таможенного контроля на российско-казахстанской границе в результате функционирования единого таможенного пространства, что способствует созданию устойчивых каналов контрабанды в Россию крупных партий наркотиков через пункты пропуска;

- деятельность этнических организованных преступных групп, специализирующихся на поставках различных видов наркотиков из государств Центральной Азии и иных субъектов Российской Федерации;

  • распространение наркотиков гражданами (получившими российское гражданство) из Центральной Азии и Республик Северного Кавказа, которые сочетают наркобизнес с основной трудовой деятельностью, как правило, в сфере торговли, строительства и автоперевозок;

- развитая транспортная инфраструктура Тюменской области с разветвленной сетью магистралей федерального значения (для всех видов транспорта) связывающих государства Центральной Азии с центральной частью Российской Федерации, а также города области с крупными транспортными узлами соседних регионов, соседство крупных субъектов Российской Федерации, в силу чего Тюменская область используется как транзитный регион для переброски наркотиков;

- поставки наркотических средств с использованием почтово-курьерской инфраструктуры;

- изменение структуры наркорынка, связанное с переходом части наркозависимых лиц, употреблявших героин, на синтетические наркотики;

- распространение синтетических психоактивных веществ через Интернет.

В целом можно подчеркнуть, что наркообстановка в Тюменской области характеризуется следующими основными признаками:

- снижением доли наркопреступлений в общей структуре преступности с одновременным ростом количества лиц, совершивших преступления в состоянии наркотического опьянения;

- дальнейшее обострение ситуации, связанной с массовым распространением синтетических психостимуляторов и ростом числа наркопритонов, в которых они употребляются.

6.В 2015 году в Тюменской области организация работы по профилактике наркомании, противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров реализовывалась в рамках государственной программы Тюменской области «Антинаркотическая программа» до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Тюменской области от 30.12.2014 №700-п.

Целью реализации программы является формирование потенциала противодействия общества наркотизации, устойчивое сокращение незаконного оборота и немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ.

Комплекс мероприятий данной программы осуществлялся в рамках следующих задач:

1. Организация деятельности, направленной на профилактику наркомании и других асоциальных явлений, воспитание социально-ответственной личности, формирование здорового образа жизни детей и молодежи, в т.ч. "группы особого внимания".

2. Осуществление комплекса мероприятий, направленных на выявление лиц, допускающих немедицинское употребление наркотических средств и психотропных веществ.

3. Оказание наркологической помощи населению.

4. Реабилитация лиц, допускающих употребление психоактивных веществ. Ресоциализация наркозависимых и алкозависимых граждан.

5. Профилактика правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

Итоги реализации Антинаркотической программы Тюменской области характеризуются следующими показателями:

Наименование показателя

Единица измерения

Значение показателя

12 месяцев 2014 года

12 месяцев 2015 года

Показатель цели: Общая заболеваемость наркоманией

человек на 100 тыс. населения

241,0

236,2

Показатель 1.1. Доля несовершеннолетних «группы особого внимания», снятых с учета в связи с положительной динамикой в поведении

% от общей численности несовершенно-летних «группы особого внимания», снятых с учета

86,0

88,0

Показатель 2.1. Доля лиц, допускающих немедицинское употребление наркотиков, выявленных в ходе проведения специальных профилактических мероприятий (экспресс-тестирования)

% от численности лиц, охваченных специальными профилактическими мероприятиями (экспресс-тестированием)

0,3

0,3

Показатель 2.2. Общая обращаемость лиц, употребляющих наркотики с вредными последствиями

человек на 100 тыс. населения

128,2

128,1

Показатель 3.1. Смертность, связанная с острым отравлением наркотиками, по данным судебно-медицинской экспертизы

количество случаев на 100 тыс. населения

3,5

3,3

Показатель 3.2. Доля больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию, длительность ремиссии у которых составляет не менее 3-х лет

% от общего числа больных наркоманией, прошедших реабилитацию

11,1

11,2

Показатель 4.1. Доля лиц, прошедших полный курс реабилитации

% от численности лиц, поступивших на реабилитацию

79,6

79,2

Показатель 5.2. Число лиц, совершивших преступления в сфере незаконного оборота наркотиков,

число лиц на 100 тысяч населения

172,3

159,1

Показатель 5.3. Доля раскрытых тяжких и особо тяжких преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков

% от числа раскрытых преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков

66,6

66,8

Показатель 5.4. Доля раскрытых преступлений, связанных с незаконным производством, сбытом наркотических средств

% от числа раскрытых преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков

12,3

14,1

В соответствии с распоряжением Правительства Тюменской области «Об утверждении Методики оценки эффективности реализации государственных программ Тюменской области» от 15.09.2008 № 1250-рп (в редакции от 25.01.2016) реализация государственной программы Тюменской области может быть признана высоко эффективной, эффективной, удовлетворительной или неэффективной.

По предварительным данным Департамента экономики Тюменской области Реализация государственной программы Тюменской области «Антинаркотическая программа» по итогам 2015 года признана удовлетворительной.

На снижение оценки эффективности реализации в 2015 году программы повлияло следующее:

1.) невыполнение 5 из 10 показателей программы или 50% от общего числа показателей (по итогам 2014 года не выполнено 8 из 18 показателей или 44% от общего числа показателей). В среднем, плановые значения показателей программы достигнуты на 93% (по итогам 2014 года – на 104%);

2.) при определении критерия эффективности использования бюджетных средств выполнение контрольных событий, позволяющих оценить результативность мероприятий программы, составило 97% (не достигнуты плановые значения 2 из 4 контрольных событий программы) при финансировании мероприятий программы на уровне 99% от запланированного объема (по итогам 2014 года – 100% от запланированного объема);

3.) снижение значения критерия качества планирования показателей, так как отклонение фактических от плановых значений показателей свыше допустимого предела +/-15% установлено по 3 из 10 показателей программы или 30% от общего числа показателей. Следует отметить, что по итогам 2014 года некачественно были спланированы 10 из 18 показателей программы или 55% от общего числа показателей.

Из 102 млн. 563 тыс. рублей запланированных объемов финансирования Программы в 2015году было освоено 101 млн. 197 тыс. рублей, что составляет 98,7 % от годового объема средств.

7. По итогам 2015 года необходимо отметить следующую динамику показателей, характеризующих масштабы незаконного оборота наркотиков.

1. Значение показателя «Распространенность противоправных деяний в сфере незаконного оборота наркотиков» в сравнении с 2014 годом уменьшилось, а оценка значения показателя изменилась и характеризует наркоситуацию в регионе как «тяжелую» (АППГ – «предкризисное»).

2. Показатель «Криминальная пораженность» уменьшилась, однако это не повлияло на оценку, которая также не изменилась и остается в той же категории – «кризисное».

3. Значение показателя «Удельный вес наркопреступлений в общем количестве зарегистрированных преступлений» изменилось с «предкризисного» на «тяжелое».

4. Значение показателя «Удельный вес лиц, осужденных за совершение наркопреступлений, в общем количестве осужденных» остается в той же категории – «тяжелое».

5. Оценка показателя «Удельный вес молодежи в общем числе лиц, осужденных за совершение наркопреступлений» остается в той же категории – «тяжелое».

6. Показатель «Масштабы немедицинского потребления наркотиков» рассчитывается на основе данных социологического опроса населения региона, проведенного с декабря 2015-го по март 2016 года. В сравнении с итогами 2014 года данный показатель не изменился и остался «напряженным».

7. Значение показателя «Общая заболеваемость наркоманией и обращаемость лиц, употребляющих наркотики с вредными последствиями» остается в той же категории и оценивается как «тяжелое».

8. Значительно увеличилось значение показателя «Первичная заболеваемость наркоманией». По итогам 2015 года показатель характеризует состояние наркоситуации в регионе как «напряженное», в 2014 году – «тяжелое».

9. Значение показателя «Первичная обращаемость лиц, употребляющих наркотики с вредными последствиями» остается в той же категории и оценивается как «тяжелое».

10. Оценка по показателю смертности, связанной с острым отравлением наркотиками, по данным судебно-медицинской экспертизы, значительно не изменилась и осталось в оценке «напряженное».

Таким образом, по итогам 2015 года 3 показателя улучшились, 7 – остались на прежнем уровне.

(Приложение – таблица «Критерии оценки развития наркоситуации вТюменской области в 2015 году»).

8.По результатам анализа ситуации в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков можно сделать следующие выводы.

Наркоситуация в Тюменской области продолжает оставаться сложной ввиду привлекательности региона как крупного рынка сбыта наркотических средств и психотропных веществ. Развитие наркоситуации во многом обусловлено приграничным географическим положением области, развитой транспортной инфраструктурой и разветвленной дорожной сетью, позволяющей использовать ее для транзита при организации наркотрафиков в Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.

Правоохранительные органы наращивают усилия по выявлению наркопреступлений, изъятию из незаконного оборота крупных партий наркотиков, пресечению деятельности организованных преступных групп и наркопритонов. В связи с этим по прежнему остается высокой доля наркопреступлений в общей структуре преступности и растет число лиц, совершивших общественно опасные деяния в состоянии наркотического опьянения.

Основным фактором, оказывающим существенное влияние на наркоситуацию остается распространение синтетических психостимуляторов, что подтверждается данными медицинской и правоохранительной статистики.

В 2015 году в Тюменской области, отмечается положительная динамика снижения количества наркотических отравлений и стабилизация смертельных исходов. Одной, из основных причин указанных тенденций видится в уменьшение оборота ранее неизвестных психоактивных препаратов с непредсказуемым наркотическим эффектом. В 2015 году УФСКН России по Тюменской области не выявлено ни одного нового психоактивного вещества, что свидетельствует о том, что наркопотребители отказываются от экспериментов с неизвестными веществами и используют ранее проверенные наркотические средства с прогнозируемым эффектом, что в свою очередь положительно влияет на снижение тяжких последствий от их потребления.

Важным аспектом антинаркотической деятельности в регионе станет окончание реализации всех запланированных мероприятий по созданию регионального сегмента Национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, что впоследствии даст положительный эффект на развитие наркоситуации в области. В настоящее время сформирована вся нормативно-правовая база и проводится работа по отбору негосударственных организаций осуществляющих деятельность в данной сфере.

Принимая во внимание вышеуказанные тенденции, и учитывая развитие наркоситуации в предыдущие годы можно сделать прогноз, что в ближайшее время она будет оставаться сложной. С высокой долей вероятности можно прогнозировать дальнейшее изменение структуры незаконно потребляемых наркотиков, которое будет связано с продолжающимся распространением синтетических психостимуляторов, и, как следствие, ростом числа их потребителей. Объемы незаконного оборота наркотиков и злоупотребления ими сохранят масштабный характер, что в свою очередь будет оказывать отрицательное влияние на общественную безопасность и социально-экономическую обстановку в регионе.

9.В целях оздоровления наркоситуации и улучшения криминогенной обстановки как в Тюменской области, так и Российской Федерации предлагается:

- С целью профилактики рецидивной преступности, в том числе связанной с незаконным оборотом наркотических средств, принять федеральный закон, регламентирующий вопросы социализации и адаптации лиц, вернувшихся из мест лишения свободы (трудового и бытового устройства, получения образования, направления в специализированные учебные заведения и реабилитационные учреждения).

- В рамках проведения антинаркотической пропаганды, пропаганды здорового образа жизни через федеральные СМИ (телевидение, радио, пресса, Интернет) активизировать трансляцию социальных роликов, тематических программ и фильмов, выступлений популярных личностей, специалистов, психологов, наркологов, кумиров молодежной субкультуры, общественных и государственных деятелей в прайм-тайм.

- Предусмотреть в действующем законодательстве для граждан, на которых судом возложена обязанность по прохождению диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании или медицинской (социальной) реабилитации в связи с потреблением наркотиков или психотропных веществ без назначения врача, установление конкретного срока, в который необходимо исполнить судебное решение и прибыть в медицинскую организацию или учреждение социальной реабилитации.

- Ужесточить ответственность за неисполнение гражданином возложенной на него судом при назначении административного наказания обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании, медицинскую или социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств и психотропных веществ.

- Разработать и утвердить Федеральные стандарты по реабилитации наркопотребителей.


[1] Цены на НС представлены на основании оперативных данных

*Общая площадь уничтоженных незаконно выращенных посевов не рассчитана в связи с тем, что были уничтожены одиночно произрастающие наркосодержащие растения.

Источник: Главное правовое управление Правительства Тюменской области



© 2010 — Правительство Тюменской области

«Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-24817 от 30 июня 2006 года выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия»

Администратор Портала — ГКУ ТО «ЦИТТО». Портал реализован на платформе «SiTex».

Яндекс.Метрика

Версия для слабовидящих