Карта портала
Размер шрифта:
EN DE

 

 

Доклад о наркоситуации в Тюменской области по итогам 2014 года

28 апреля 2015  

Доклад

о наркоситуации в Тюменской области по итогам 2014 года

1. Тюменская область располагается в центре Евразии, на западе азиатской части России. Без автономных округов площадь Тюменской области составляет 161,8 тыс. кв. км. Область расположена в Западной Сибири и граничит:

– на юго-западе – с Курганской областью;

– на западе – со Свердловской областью;

– на севере – с Ханты-Мансийским автономным округом – Югрой;

– на востоке – с Томской и Омской областями;

– на юге – с Республикой Казахстан.

Протяженность границы с Казахстаном составляет 186,7 км, приграничными являются три муниципальных образования: Казанский, Бердюжский и Сладковский районы. На сопредельной стороне расположена Северо-Казахстанская область Республики Казахстан.

В Тюменской области образовано 319 муниципальных образований, из них: 5 городских округов, 21 муниципальный район, 293 сельских поселения.

Административный центр – г. Тюмень (население – 696,7 тыс. чел.).

На 01.01.2015 численность постоянного населения Тюменской области составила 1 429 250 чел. и увеличилась по сравнению с соответствующей датой предыдущего года на 1,4%. Росту численности населения способствует положительная тенденция превышения рождаемости над смертностью. Естественный прирост населения составил 7,7 тыс. чел. Миграционный прирост (по данным за январь – ноябрь) составил 10,9 тыс. чел.

Активные миграционные процессы способствуют формированию разнообразного национального состава населения. В Тюменской области (по  данным всероссийской переписи населения 2010 года) проживают представители более 140 национальностей. При этом более 83,8% населения составляют русские; 8,1% – татары; 1,3% – украинцы; 1,0% – казахи; 0,9% – немцы; 0,7% – чуваши, азербайджанцы; 0,6% – армяне; 0,4% – белорусы; 0,2% – таджики; другие – 2,3%.

Денежные доходы населения в расчете на одного жителя области  за 2014 год, по предварительным данным, составили 26,4 тыс. руб. (+6,8% к уровню 2013 года).

По предварительным данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, численность занятых в экономике региона за 2014 год составила 660,0 тыс. чел.

На конец года в качестве безработных в органах службы занятости населения Тюменской области было зарегистрировано 3 865 чел., что на 2,6% больше, чем в 2013 году. Из числа зарегистрированных безработных доля граждан в возрасте 16–29 лет составляет 17,3%, или 667 чел.

Уровень регистрируемой безработицы (численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, к численности экономически активного населения) в конце 2014 года в среднем по области составил 0,6%.

В разрезе территорий региона данный показатель значительно дифференцирован. Минимальное значение показателя составляет 0,3% (г. Тюмень), максимальное значение – 1,3% (Заводоуковский городской округ).

Для поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов с учетом содействия в приоритетном порядке трудоустройству национальных трудовых ресурсов в Тюменскую область привлекается иностранная рабочая сила. С  учетом складывающейся ситуации на рынке труда области квота на привлечение иностранной рабочей силы в 2014 году составила 16 453 единицы.

На 2015 год с учетом вступления в силу с 01.01.2015 Федерального закона Российской Федерации от 24.11.2014 № 357-ФЗ «О внесении изменений в  Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», квота на привлечение и использование иностранных работников, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, на  11.02.2015 составляет 1 529 единиц.

Оценка миграционной ситуации

За 2014 год через пункты пропуска государственной границы Российской Федерации в Тюменской области проследовало 305 356 (-13,8%, АППГ – 354 253) иностранных граждан и лиц без гражданства[1], из них въехало – 151 151 (-14,2%, АППГ – 176 151), выехало – 154 205 (-13,1%, АППГ – 177 477).

Количество выехавших через пункты пропуска из Тюменской области ИГ и ЛБГ на 3 054 чел. превысило количество въехавших в Тюменскую область  (АППГ – 701).

Основную часть ИГ и ЛБГ, подвергнутых иммиграционному контролю, составляют выходцы из стран СНГ – 99,3%. Из них граждане (кроме Грузии):

Казахстана – 50% (152 623 чел.);

Узбекистана – 17,1% (52 329 чел.);

Таджикистана – 15,4% (47 142 чел.);

Киргизии – 10,3% (31 455 чел.);

Азербайджана – 3,4% (10 519 чел.);

Армении – 1,4% (4375 чел.);

Украины – 0,6% (1853 чел.);

Молдовы – 0,54% (1661 чел.);

Грузии – 0,015% (45 чел.);

Прочие – 0,55% (1692 чел.).

Из стран «визового режима» подвергнуты иммиграционному контролю граждане:

Турции – 0,22% (684 чел.);

Германии – 0,32% (963 чел.);

Франции – 0,0046% (14 чел.);

Китая – 0,00033% (1 чел.).

Основными целями въезда ИГ и ЛБГ на территорию Российской Федерации являются:

частная – 89 262 чел. (-14,0%, АППГ – 103 735);

работа – 59 669 чел. (-16,7%, АППГ – 71 599);

туризм – 478 чел. (-31,9%, АППГ – 702);

коммерческая – 28 чел. (снижение в 7,7 раз, АППГ – 216);

служебная – 263 чел. (+49,4%, АППГ – 176);

учеба – 241 чел. (-8,4%, АППГ – 263);

транзит – 34 чел. (снижение в 2,4 раза, АППГ – 83);

прочие – 1175 чел. (АППГ – 0).

В Тюменской области имеют разрешение на привлечение иностранной рабочей силы 106 работодателей, у которых по состоянию на 31.12.2014 осуществляют трудовую деятельность 2232 иностранных гражданина.

В настоящее время Тюменская область является крупным принимающим центром, территорией массового въезда, а также транзита мигрантов. Одной из главных задач, которую решает УФМС России по Тюменской области, является организация цивилизованной миграции в контексте позитивного влияния на экономическую и демографическую ситуацию в регионе.

По состоянию на 31.12.2014 на территории региона легально осуществляли трудовую деятельность 13 075 иностранных граждан
(СНГ – 10 799 и ДЗ – 2276).

В Тюменской области трудовая миграция не оказывает негативного влияния на рынок труда.

Основной причиной привлечения иностранной рабочей силы в Тюменскую область является невозможность замещения должностей, указанных в заявках работодателей, гражданами, состоящими на учете в службе занятости. Работодатели используют иностранных граждан на неквалифицированной, низкооплачиваемой работе. Иностранные работники заполняют преимущественно рабочие места, длительно не востребованные гражданами Российской Федерации.

Следует отметить, что, основная масса иностранных работников дальнего зарубежья занимает высококвалифицированные должности (директора, инженеры, менеджеры и специалисты узкого профиля), но они используются в незначительной степени и не оказывают негативного влияния на рынок труда Тюменской области.

За 12 месяцев 2014 года принято 72 (-30,8%, АППГ – 104) заявления на выдачу разрешения на работу высококвалифицированному специалисту, из них первоначально – 38. Оформлено – 69 (АППГ – 100), выдано – 68 (АППГ – 95).

Численность иностранных граждан – квалифицированных специалистов, привлекаемых в Тюменскую область в соответствии с перечнем профессий (специальностей, должностей), утвержденных приказом Минтруда от 20.12.2013 № 768н, на которых квоты не распространяются, за 12 месяцев 2014 года составила 760 (АППГ – 505).

В Тюменской области отсутствуют предприятия, организации, привлекающие исключительно иностранных работников. Иностранных работников, осуществляющих трудовую деятельность на предприятиях, входящих в перечень системообразующих организаций, утвержденных Правительственной комиссией Российской Федерации, в регионе нет.

Влияние мигрантов на криминальную обстановку

в Тюменской области

В 2014 году зарегистрировано 476 преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства (-8,3%, АППГ – 519).

Зарегистрировано 471 преступление общеуголовной направленности, что на 6,9% меньше аналогичного периода прошлого года (АППГ – 506), по линии экономической направленности – 5 преступлений (-61,5%, АППГ – 13).

В 2014 году количество преступлений, совершенных в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, возросло на 2,1% (с 380 до 388).

В отчетном периоде подготовлено 832 материала на административное выдворение ИГ за пределы Российской Федерации (+94,4%, АППГ – 428). Вынесено решений о депортации ИГ и ЛБГ за пределы Российской Федерации – 34 (+9,7%, АППГ – 31).

В целях предупреждения негативных последствий пребывания на территории Российской Федерации ИГ, УФМС России по Тюменской области на основании пп. 4, 8 статьи 26 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» принято 4 869 (АППГ – 3 922) решений о неразрешении въезда в Российскую Федерацию.

2. По итогам 2014 года в Тюменской области отмечаются следующие тенденции развития уровня наркотизации населения.

По данным проведенного социологического опроса, в списке острых  социальных проблем проблема наркомании отмечена респондентами на седьмой позиции (31%). На первых шести позициях опрошенные назвали такие проблемы, как качество дорог, алкоголизм, безработица, качество медицинского обслуживания, нехватка жилья, состояние жилищно-коммунальной сферы.

В разрезе социального статуса респондентов, наибольшее количество опрошенных среди высокообеспеченных семей указали остроту проблемы  качества дорог (55,2%) и алкоголизма (50%). Представители необеспеченных семей наиболее острыми называют наркоманию и качество медицинского обслуживания (по 75%), а также преступность (50%).

В разрезе городов наиболее остро в качестве социальной проблемы наркоманию воспринимают жители Тюмени – проблема отмечена у 42,7% опрошенных, что занимает 3-е место в рейтинге социальных проблем.

Что касается сельской местности, то наиболее высокий процент упоминания наркомании как проблемы в Тюменском (37,1%), Юргинском (39%) и Уватском (35,5%) районах.

Эксперты практически единогласно отмечают, что наркомания как явление молодеет. В первую очередь отмечается рост употребления и наркопреступлений среди несовершеннолетних, во вторую – среди нетрудоустроенной, неучащейся молодежи, в третью – среди социально незащищенных представителей населения (нетрудоустроенные низкоквалифицированные кадры, граждане, освободившиеся из мест лишения свободы). В целом же эксперты отмечают тенденцию наркотизации всех слоев населения с различной степенью предпочтений по видам наркотиков.

Согласно статистическим данным, заболеваемость наркоманией в  2014  году увеличилась по сравнению с прошлым годом с 180 до 311 чел. Рост показателя связан с изменением структуры потребления наркотических веществ в регионе, массированным распространением синтетических наркотиков (синтетических каннабиноидов и психостимуляторов), ростом самостоятельной обращаемости в наркологическую службу наркопотребителей, а также по направлению правоохранительных органов. Среднеобластной показатель за 2014 год выше среднероссийского показателя прошлого года на 73%. (Тюменская область: 2014 г. – 21,8 чел. на 100 тыс. населения; РФ: 2013 г. – 12,63 чел. на 100  тыс. населения).

Выше среднеобластного уровня показатель заболеваемости наркоманией зарегистрирован в следующих административных территориях: городах Тюмени (31,3 чел. на 100 тыс. населения) и Заводоуковске (32,6 чел. на 100 тыс. населения), а также в Тюменском районе (27,7 чел. на 100 тыс. населения).

В регионе изменилась структура потребляемых веществ. По итогам 2014  года среди впервые выявленных лиц, больных наркоманией, наибольшее число составляют потребители синтетических психостимуляторов – 56,6% (АППГ – 31,1%), каннабиноидов (совместно с синтетическими каннабиноидами (спайс) – 22,8%, (АППГ – 2,7%). Употребляющих опиаты среди впервые выявленных – 20,6% (АППГ – 66,7%). В структуре опиатов 73% составляет раствор мака     (АППГ – 58%), 26% героин (АППГ – 40%), 1,0% дезоморфин (АППГ – 2%).

Число зарегистрированных лиц группы профилактического учета, находящихся под наблюдением, составило 1 820 чел. (АППГ – 1 776 чел.). Среднеобластной показатель за 2014 год ниже среднероссийского показателя 2013 года на 12%. (Тюменская область: 2014 г. – 127,3 чел. на 100 тыс. населения; РФ: 2013 г. – 144,56 чел. на 100 тыс. населения).

Выше среднеобластного уровня данный показатель зарегистрирован в следующих административных территориях: городах Тюмени (190,3 чел. на  100 тыс. населения) и Ишиме (207,9 чел. на 100 тыс. населения), Ишимском районе (146,4 чел. на 100 тыс. населения).

На диспансерном учете зарегистрировано 3 420 больных с диагнозом «наркомания», что составляет 239,3 чел. на 100 тыс. населения (АППГ – 3 282 больных, или 234,9 чел. на 100 тыс. населения). Наибольшее число больных наркоманией состоит на диспансерном учете в крупных административно-территориальных единицах Тюменской области: г. Тюмени – 2 503 чел., г. Тобольске – 267 чел., г. Ишиме – 148 чел. В данных территориальных образованиях число зарегистрированных лиц, страдающих наркологическими расстройствами, составляет 85% от общего числа зарегистрированных по  области.

Возрастной состав больных наркоманией

до 14 лет

15–17 лет

18–19 лет

20–39 лет

40 лет и старше

2012 г. (в %)

0

0,03

0,5

92,0

7,5

2013 г. (в %)

0

0,03

0,4

92,0

8,0

2014 г. (в %)

0

0,03

0,2

90,2

9,5

Большинство зарегистрированных больных наркоманией находится в возрастной группе 20–39 лет.

Возрастной состав лиц, допускающих немедицинское

потребление наркотиков (профилактический учет)

до 14 лет

15–17 лет

18–19 лет

20–39 лет

40 лет и старше

2012 г. (в %)

0,3

2,6

2,7

91,6

2,8

2013 г. (в %)

0,7

6,8

0,7

86,3

5,6

2014 г. (в %)

0,8

10,9

3,2

78,3

6,8

Среди лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических веществ, большинство также находится в возрастной группе 20–39 лет.

Социальный состав больных, состоящих на учете в областном наркологическом диспансере с диагнозом «наркомания»

Социальный состав (в %)

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Учащиеся

0,3

0,01

0,04

Студенты

0,1

0,3

0,3

Рабочие

8,0

17,0

19,0

Инженерно-технические работники

0

0,2

0,2

Работники сферы обслуживания

3,6

3,6

3,6

Менеджеры

1,1

1,0

1,0

Частные предприниматели

1,2

1,9

2,0

Инвалиды

0,06

0,3

0,7

Неработающие

85,6

75,7

73,2

В 2014 году 73,2% лиц, состоящих на диспансерном учете с диагнозом  «наркомания», являются неработающими гражданами.

Число отравлений наркотическими средствами

по предварительным данным на 01.01.2015

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Количество отравлений

246

319

217

из них ком

97

74

51

Количество отравлений наркотическими веществами в 2014 году в сравнении с 2012 годом снизилось на 11,7%. Наибольшее количество случаев отравлений наркотическими веществами приходится на городское население:

– в г. Тюмени – 184 случая;

– в г. Тобольске – 13 случаев.

Число умерших от передозировки наркотическими средствами

по предварительным данным на 01.01.2015

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Количество смертей

63

61

43

Число умерших от передозировки наркотиками в Тюменской области, по  предварительным данным на 01.01.2015, сократилось с 2012 года на 31,7% и составило 43 чел., из них 27 мужчин и 16 женщин. В возрастной категории 18–39 лет – 38 чел., 40 лет и старше – 5 чел. Среди детей и подростков в 2014 году летальных случаев не зарегистрировано. Самая напряженная ситуация по  смертности от отравлений наркотическими веществами сложилась в городах Тюмени и Тобольске, где число зафиксированных смертельных случаев составило 86% от их общего числа зарегистрированных по области.

Рост распространения и потребления синтетических психостимуляторов отразился ростом числа отравлений данными веществами – 116 случаев (АППГ – 76 случаев), в том числе смертельных отравлений – 19 случаев (АППГ – 13 случаев).

Таким образом, в ходе проведенного анализа отмечается тенденция к  увеличению количества случаев острых отравлений, в том числе со смертельным исходом, синтетическими психостимуляторами при снижении общего количества отравлений, в том числе смертельных, от употребления наркотических средств.

Незаконный оборот синтетических наркотических средств, входящих в состав курительных смесей и «солей» в 2014 году продолжает являться одним из доминирующих факторов, определяющих и формирующих наркоситуацию в  Тюменской области.

Результаты работы по противодействию незаконному обороту курительных смесей и «солей» коррелируют с показателями медицинской статистики. Так, доля синтетических наркотиков в общей массе изъятых правоохранительными органами Тюменской области наркотических средств за 2014 год остается стабильно высокой и составляет 31,4% (АППГ – 33,1%).

Всего правоохранительными органами Тюменской области в 2014 году было изъято из незаконного оборота 311,9 кг наркотических средств и психотропных веществ.

Одним из источников поступления курительных смесей и «солей» в регион являются почтовые отправления. В целях выявления подобных фактов Управлением ФСКН России по Тюменской области на постоянной основе проводятся мероприятия на пунктах сортировки почтовой корреспонденции. За  2014 год изъято 77 почтовых отправлений (АППГ – 86), из которых 65, или 84,4% по фактам пересылки курительных смесей и «солей», вес изъятых подконтрольных наркотических средств и их производных составил 40,59 кг (АППГ – 10,3 кг).

Для рекламы и распространения синтетических психоактивных веществ широко используются возможности сети Интернет.

Заказ наркотиков осуществляется через специализированные сайты, социальные сети («Одноклассники», «Вконтакте», «Твиттер», «Фейсбук» и т.д.) и тематические форумы. Оплата производится с использованием электронных платежных систем («Яндекс-Деньги», «Web-Money»,«QIWI-кошелек» и др.), в  которых отсутствует идентификация плательщика. Распространение указанных веществ в пределах одного населенного пункта осуществляется посредством тайников-закладок.

В ноябре 2012 года Управлением ФСКН России по Тюменской области  совместно с Общественным молодежным советом г. Тюмени создан сайт blacklist72.ru, обобщающий информацию об опасном контенте в сети Интернет.  За 2014 год на сайт поступило более 400 сообщений об интернет-ресурсах, содержащих различные негативные сведения. В общей сложности, по предварительным данным за 2014 год, в Роскомнадзор направлена информация о 95 интернет-адресах, на которых располагалась реклама наркотических средств и психотропных веществ и предложения по их приобретению, способах изготовления и употребления.

Серьезной проблемой, оказывающей негативное влияние на криминальную обстановку в области, остается поступление в оборот неподконтрольных аналогов запрещенных веществ, продажа и потребление которых не влечет за собой уголовную ответственность.

В целях своевременного и оперативного реагирования на появление в  обороте новых видов психоактивных веществ, не включенных в Перечень  наркотических средств и психотропных веществ, Управлением ФСКН России по Тюменской области организовано взаимодействие с Пермской государственной фармацевтической академией. В 2014 году Управлением ФСКН России по Тюменской области выявлено 11 новых веществ, которые ранее из незаконного оборота в Тюменской области не изымались. Из Пермской государственной фармацевтической академии поступили результаты исследования 8 веществ, в  соответствии с которыми установлена их аналогичность наркотикам, ранее внесенным в список наркотических средств и психотропных веществ, подлежащих контролю в Российской Федерации.

В Тюменской области после введения ограничения на свободную реализацию кодеиносодержащих лекарственных препаратов произошло снижение числа наркологических больных, состоящих на диспансерном учете, уменьшилось количество выявляемых фактов потребления дезоморфина у лиц, доставляемых на медицинское освидетельствование.

По данным Департамента здравоохранения Тюменской области, в  Областном наркологическом диспансере по состоянию на 01.12.2014 на наркологическом учете состояло 157 лиц, потребляющих наркотическое средство – дезоморфин, что на 53,3% ниже данного показателя за 12 месяцев 2013 года – 336. По данным Областного наркологического диспансера за 2014 год, у лиц, доставленных на медицинское освидетельствование, выявлено 20 фактов употребления наркотического средства – дезоморфин (АППГ – 56).

По информации Территориального органа Росздравнадзора по Тюменской области в связи со вступлением в действие с 01.06.2012 абзаца третьего пункта 2 постановления Правительства РФ от 20.07.2011 № 599 установлено резкое снижение отпуска лекарственных препаратов с малым содержанием кодеина.

3. Наркологическая помощь населению Тюменской области оказывается в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 № 929н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «наркология» (далее – Порядок). В настоящее время оснащение учреждений здравоохранения области, оказывающих наркологическую помощь, приведено в соответствие с Порядком.

В Тюменской области деятельность в сфере социальной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях, осуществляется в рамках региональной программы «Комплексная реабилитация и ресоциализация потребителей наркотических средств и психотропных веществ» на 2013–2015 годы (далее – Программа), утвержденной распоряжением Правительства Тюменской области от 05.06.2013 № 920-рп.

Основным результатом реализации мероприятий Программы является увеличение доли больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию, длительность ремиссии у которых составляет не менее 3 лет, а также снятых с учета в связи с выздоровлением, путем создания системы комплексной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотических средств и психотропных веществ (2013 год – 11%; 2014 – 11,12%; план 2015 года – 11,2%).

На сегодняшний день в Тюменской области создана система оказания помощи наркологическим больным, которая включает три этапа: амбулаторный, стационарный и реабилитационный, что позволяет оказывать адекватную специализированную помощь (в том числе несовершеннолетним) на современном уровне.

Первичное звено здравоохранения представлено участковыми терапевтами, педиатрами, семейными врачами, фельдшерами фельдшерско-акушерских пунктов, врачами скорой медицинской помощи, которые выявляют наркологические заболевания, формируют группы риска, осуществляют направление пациентов в специализированное звено для оказания плановой и экстренной наркологической помощи.

Оказание плановой наркологической помощи выполняется последовательно и включает два этапа:

  • первый – догоспитальный, осуществляется врачами психиатрами-наркологами, средним медицинским персоналом наркологических кабинетов (в  том числе кабинетов по обслуживанию детского населения); в Тюменской области организованы и работают диспансерное отделение ГБУЗ ТО «Областной наркологический диспансер», 21 врачебный наркологический кабинет, кабинеты экспертизы опьянения в муниципальных образованиях учреждений здравоохранения области, одно хозрасчетное анонимное отделение, два подростковых кабинета. В наркологических кабинетах территорий и в  диспансерном отделении ГБУЗ ТО «Областной наркологический диспансер» проводится амбулаторное лечение, амбулаторная реабилитация, диспансерное наблюдение;
  • второй – стационарный, осуществляемый в наркологических отделениях. Общее число коек по Тюменской области в 2014 году составило 190, из них: 130 – в ГБУЗ ТО «Областной наркологический диспансер» (включая 15  детских коек), 60 коек в наркологических отделениях Ишимского и Тобольского филиалов ГБУЗ ТО «Областная клиническая психиатрическая больница» (в г. Ишиме – 25 коек и г. Тобольске – 35 коек).

Коечный фонд полностью удовлетворяет потребность в стационарных наркологических койках.

Укомплектованность специалистами врачами психиатрами-наркологами в 2014 году соответствует уровню обращаемости за наркологической помощью.

Реабилитация больных наркоманией осуществляется ГАУ ТО «Областной центр профилактики и реабилитации», который действует с 1999 года. Материально-техническая база центра и кадровый потенциал позволяют оказывать высококвалифицированную специализированную наркологическую реабилитационную помощь больным наркоманией и лицам, склонным к употреблению психоактивных веществ. Реабилитационная помощь оказывается на бесплатной основе.

Реабилитация лиц (старше 18-летнего возраста), больных наркоманией, осуществляется в рамках проекта «Феникс». Проект разработан с учетом рекомендаций Министерства здравоохранения Российской Федерации, международного и российского опыта в сфере реабилитации наркозависимых и созависимых граждан. В рамках реабилитации наркозависимые граждане получают необходимый комплекс реабилитационных услуг (организована лечебно-терапевтическая помощь, социально-психологическая реабилитация, физкультурно-оздоровительная работа). Также в период прохождения реабилитации в рамках трудотерапии организовано обучение реабилитантов трудовым навыкам по рабочим специальностям. После прохождения реабилитации оказывается содействие в трудоустройстве. По проекту «Феникс» в 2014 году полный курс реабилитации прошли 139 чел.

После прохождения курса реабилитации на базе центра больной наркоманией включается в программы поддерживающей реабилитации, профилактические (постреабилитационные) программы, направленные на усиление мотивов личностного и социального роста, на профилактику рецидивов заболевания (деятельность терапевтических сообществ «группа анонимных наркоманов», индивидуальная и групповая работа с психологом, патронажное сопровождение).

Также на базе центра проводится реабилитация несовершеннолетних, имеющих опыт употребления психоактивных веществ (далее – ПАВ). Данная работа также осуществляется в рамках специального проекта «Ступени».

Основная идея проекта заключается в организации системной профилактической работы с подростками, замеченными в употреблении ПАВ, с  использованием ресурсов существующего в области реабилитационного центра и возможностей команды наставников (кураторов), реализующих программы индивидуального сопровождения несовершеннолетних в постреабилитационный период по месту жительства.

Проект предусматривает прохождение реабилитации несовершеннолетних в рамках стационарных смен. В период стационарной реабилитации несовершеннолетние продолжают обучение по программе общеобразовательной школы, имеют возможность получить профессиональную подготовку по рабочим специальностям, востребованным в регионе (повар, каменщик, плотник и др.). В постреабилитационный период осуществляется индивидуальное сопровождение каждого подростка куратором по месту жительства. Для этого во  время прохождения подростком курса реабилитации разрабатывается специальная программа.

В 2014 году в ГАУ ТО «Областной центр профилактики и реабилитации» в трех стационарных реабилитационных сменах прошли реабилитацию 99 несовершеннолетних, в двух летних реабилитационных сменах – 85 несовершеннолетних.

В целях закрепления результатов реабилитации в центре создана система социального патронажа, организована деятельность терапевтических сообществ «группа анонимных наркоманов» и «группа созависимых». В 2014 году в работе терапевтических сообществ анонимных наркоманов приняли участие 14,3 тыс. чел. (с учетом многоразового охвата). В работе группы терапии созависимых граждан приняли участие 2,4 тыс. чел.

Между Департаментом по спорту и молодежной политике Тюменской области, Департаментом здравоохранения Тюменской области, ГАУ ТО «Областной центр профилактики и реабилитации», ГБУЗ ТО «Областной наркологический диспансер» заключено Соглашение от 30.05.2013 № 362 о совместной работе по осуществлению деятельности, направленной на лечение и реабилитацию лиц, склонных к употреблению психоактивных веществ.

В регионе также осуществляют деятельность негосударственные реабилитационные центры различных правовых форм, в основе программ которых – мотивация на трезвый образ жизни, проведение оздоровительных мероприятий, направленных на восстановление здоровья реабилитанта (без лечения), социально-трудовая реабилитация, восстановление личностного статуса наркозависимого. При невозможности или нежелании прохождения наркопотребителями реабилитации в условиях наркологических учреждений им рекомендуются негосударственные реабилитационные центры. Информация о негосударственных реабилитационных центрах размещена на интернет-сайтах ГБУЗ ТО «Областной наркологический диспансер» и Управления ФСКН России по Тюменской области, а также на информационных стендах в отделениях диспансера.

ГБУЗ ТО «Областной наркологический диспансер» заключило договоры о  сотрудничестве со следующими реабилитационными центрами: филиалом Межрегиональной благотворительной организации социальной адаптации граждан «Линия жизни», Благотворительным фондом социальной и духовной помощи «Благая весть», автономной некоммерческой организацией «Реабилитационный центр помощи наркозависимым «Поколение», Благотворительным фондом возрождения православных традиций Российской медицины в честь святого великомученика Пантелеймона «Лесная поляна», филиалом Благотворительного фонда «Ника» (г. Тюмень), филиалом Благотворительного фонда «Ника-2» (г. Тобольск), автономной некоммерческой организацией Центром социальной адаптации наркозависимых и алкозависимых «Единство», социально-реабилитационным центром «Путь в жизнь», а также с благотворительным фондом по содействию алко и наркозависимым людям «Вера» (г. Уфа, Башкортостан).

У всех общественных организаций отсутствует лицензия на медицинскую деятельность, центры осуществляют лишь социальную реабилитацию. В  Тюменской области потребность потенциального охвата услугами реабилитации для потребителей наркотических средств и психотропных веществ обеспечена существующим государственным центром реабилитации, а также отделением медико-социальной реабилитации ГБУЗ ТО «Областной наркологический диспансер», осуществляющими деятельность в сфере реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков.

Количество лиц, прошедших курс реабилитации и ресоциализации в государственных и негосударственных реабилитационных центрах Тюменской области, в 2014 году составило 202 чел., что на 65% больше, чем в аналогичном периоде 2013 года – 131 чел. Таким образом, количество  наркопотребителей, вовлеченных в систему лечения, реабилитации и ресоциализации, в 2014 году существенно увеличилось. Количество лиц, прошедших амбулаторную реабилитацию, составило 700 чел., что в 2,7 раза выше АППГ (251 чел.).

С целью развития системы предреабилитационного мотивационного консультирования и постреабилитационной трудовой социализации подписано соглашение о взаимодействии между Департаментом здравоохранения Тюменской области и Департаментом труда и занятости населения Тюменской области от 11.03.2012 № 517 по вопросам трудоустройства, профессиональной переподготовки наркологических больных. В рамках соглашения пациентам наркологического диспансера выдаются направления в учреждения службы занятости населения для оказания содействия в трудоустройстве. В течение 2014 года выдано 73 таких направления, из которых только 39 наркозависимых лиц, находящихся в состоянии ремиссии, обратились в центры занятости населения, из них 21 – трудоустроен, 6 – приступили к профессиональной подготовке (переподготовке), 14 – самостоятельно трудоустроилось.

В целях обеспечения координации действий ведомств системы профилактики, достижения максимальной эффективности работы по профилактике наркомании с семьями, имеющими наркозависимых граждан, в том числе несовершеннолетних, используются возможности программного комплекса «Банк данных семей и несовершеннолетних «группы особого внимания», который позволяет иметь единое информационное поле по персонифицированному учету, а также отслеживать состояние работы каждого ведомства с несовершеннолетними и семьей (далее – Банк данных).

На 01.01.2015 на учете в Банке данных состояло:

  • 6145 несовершеннолетних, в т.ч. 144 подростка, употребляющих наркотические (ненаркотические) вещества;
  • 4272 семьи, в том числе 26 семей, в которых родители употребляют наркотические (ненаркотические) вещества.

В отношении каждой семьи, состоящей на учете в Банке данных, разрабатывается межведомственная реабилитационная программа, включающая реализацию межведомственных технологий и предоставление социальных услуг.

Ежегодно специалистами учреждений социального обслуживания населения оказываются более 2,6 тыс. социальных услуг взрослым и несовершеннолетним, допускающим немедицинское потребление наркотиков.

Специалистами учреждений социального обслуживания населения используются межведомственные социальные технологии, направленные на оказание комплексной помощи семьям, в которых родители употребляют психоактивные вещества:

  • «Служба экстренного реагирования» – оказание экстренной социальной помощи;
  • «Выездная служба комплексной социально-реабилитационной помощи несовершеннолетним и их семьям»;
  • «Метод взаимодействия с сетевым окружением семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации»;
  • «Оказание комплексной помощи несовершеннолетним и их семьям в условиях стационарных реабилитационных отделений областных базовых учреждений»;
  • Социально-реабилитационное сопровождение неблагополучных семей посредством института «Семейный наставник»;
  • «Оказание психологической и правовой помощи подросткам и членам их семей в сети Интернет»;
  • «Социальная работа с несовершеннолетними, освободившимися из УФСИН России, и их семьями», предусматривающая реабилитационные мероприятия по дальнейшему жизнеустройству несовершеннолетнего.

В целях предоставления временного приюта лицам без определенного места жительства и лицам, освободившимся из мест лишения свободы, в том числе прошедшим медицинское лечение и полностью отказавшимся от употребления наркотических средств, в г. Тюмени функционирует автономное учреждение социального обслуживания населения Тюменской области «Центр социальной помощи лицам без определенного места жительства и лицам, освободившимся из учреждений УФСИН», рассчитанное на 70 мест, в структуре территориальных центров социального обслуживания населения г. Ишима, г. Тобольска открыты отделения социальной реабилитации указанной категории граждан на 45 и 25 мест соответственно.

Всего в 2014 году в данных учреждениях временный приют получили более 600 чел.

4. В целях эффективного решения задач воспитания и социализации молодежи, профилактики различных форм асоциального поведения среди детей и молодежи в регионе создана сеть молодежных центров (15 учреждений) и учреждений дополнительного образования сфер молодежной политики, культуры, спорта, образования, социальной защиты, а также негосударственного сектора (всего 133 учреждения).

По предварительным итогам 2014 года, услугами учреждений дополнительного образования сфер молодежной политики, культуры, спорта, образования, социальной защиты, а также негосударственного сектора на систематической основе было охвачено более 139 тыс. чел., что составило 71,9% от числа детей в возрасте 5–18 лет, проживающих в Тюменской области.

В регионе активно внедряются инновационные программы дополнительного образования, в том числе программы развития научно-технического направления (Центр прототипирования (или FabLab), школа конструктора, IT-парк, «Формула Студент» (конструирование гоночных болидов), робототехника, SolidWorks, 3D-моделирование и др.).

По предварительным данным 2014 года, доля инновационных программ дополнительного образования, реализуемых учреждениями дополнительного образования детей сферы молодежной политики, составила 29,3% (или 280 инновационных программ) от общего количества лицензированных программ дополнительного образования.

В качестве мер по профилактике наркомании широко используются возможности учреждений сферы отдыха и оздоровления детей. 

При проведении оздоровительной кампании детскими оздоровительными организациями Тюменской области реализуются программы отдыха и оздоровления, включающие блоки по формированию здорового образа жизни и профилактике асоциальных явлений среди несовершеннолетних, в том числе алкоголизма, табакокурения, наркомании.

Наличие программ отдыха и оздоровления является одним из важнейших требований допуска детских лагерей к участию в оздоровительной кампании. Реализуемые программы проходят экспертную оценку. Областным экспертно-методическим советом в 2014 году проверено и допущено к реализации более 670 программ отдыха и оздоровления.

В 2014 году отдых и оздоровление детей организован на базе 643 оздоровительных организаций: детские загородные оздоровительные лагеря – 17, санаторно-оздоровительные организации – 23, лагеря с дневным пребыванием – 591, палаточные лагеря – 11, лагеря труда и отдыха – 1.

Всего в 2014 году в детских оздоровительных организациях отдохнуло более 169 тыс. детей и подростков.

Для подростков «группы особого внимания» проведено более 150 профильных смен в загородных центрах, палаточных лагерях и лагерях с дневным пребыванием.

С целью усиления работы по профилактике правонарушений, совершаемых несовершеннолетними и в их отношении, все лагеря с дневным пребыванием работали в режиме полного дня.

За счет средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и областного бюджета в загородном центре палаточного типа АУ ТО «ОДОЦ им. О. Кошевого» проведено две смены по социальной реабилитации 200 подростков, совершивших преступления и правонарушения. К работе с подростками «группы особого внимания» привлечены социальные педагоги, воспитатели, психологи, вожатые, прошедшие специальную подготовку.

В 2014 году охват подростков «группы особого внимания» организованными формами отдыха и занятости составил 99%.

Для осуществления системной информационно-разъяснительной профилактической работы в регионе разработаны специальные проекты: областной профилактический марафон «Тюменская область – территория здорового образа жизни» (проведение комплекса информационно-разъяснительных мероприятий среди учащихся и студентов, родительской общественности в течение учебного года), «Предупрежден – значит вооружен» (профилактическая работа с родителями воспитанников учреждений молодежной политики), «Лето – пора находок, а не потерь» (профилактическая работа с  детьми и молодежью в период летней оздоровительной кампании).

В организации работы, направленной на профилактику распространения  и употребления наркотических веществ, активное участие принимают представители волонтерского профилактического движения. Волонтерами осуществляется информационно-разъяснительная и профилактическая работа среди обучающихся образовательных учреждений и других групп населения. В  настоящее время в 26 муниципальных образованиях Тюменской области действует более 500 волонтерских отрядов, участниками которых является более 17 тыс. чел.

В 2014 году с участием волонтеров проведены массовые профилактические акции: «Поколение независимых», «Областная зарядка»,  приуроченные к Всемирному дню здоровья, «Наш выбор – здоровье!» – к  Международному дню борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков, «Время развеять дым» – к Международному дню отказа от курения, «Молодое поколение выбирает трезвость» – к Международному дню борьбы с пьянством, «Скажи жизни «Да!» – к Международному дню борьбы со СПИДом, «Трезвое завтра» – к Областному дню трезвости и др.

В части организации деятельности по противодействию распространению  «стеновой рекламы» наркотических средств с 2011 года участники волонтерского профилактического движения проводят акцию, направленную на борьбу с  «наружной рекламой» наркотиков, «Штрихкод». Волонтеры удаляют антиобщественные надписи, а также распространяют листовки информационно-профилактического содержания.

В целях пресечения опасного контента в сети Интернет с 2014 года Департаментом по спорту и молодежной политике Тюменской области запущен проект «Киберпатруль». Одной из основных целей проекта является противодействие распространению в сети Интернет запрещенной информации, (в т.ч. контенту, пропагандирующему наркоманию, алкоголизм и т.п.). В рамках проекта проводится информационно-разъяснительная работа среди различных групп населения, в том числе среди родительской общественности о действиях в случае обнаружения противоправной информации в сети Интернет, о  возможностях блокировки противоправной информации на домашних компьютерах с помощью веб-фильтров. Кроме того, активом кибердружины в 2014 году выявлено и направлено в Лигу безопасного интернета и сайт Роскомнадзора 90 ссылок с контентом, пропагандирующим употребление наркотических веществ.

Кроме того, с начала 2014/15 учебного года в муниципальных районах (городских округах) Тюменской области реализуется профилактический проект для родительской общественности «Это должен знать ваш ребенок». Проект включает информационные материалы для родителей по профилактике употребления психоактивных веществ и формированию у детей установок ведения здорового образа жизни, а также комплекс иллюстративных материалов.  

Осуществляется информационное сопровождение антинаркотической деятельности. Для проведения конкретных информационных мероприятий Департамент информационной политики Тюменской области организует взаимодействие СМИ с общественными институтами, правоохранительными органами, представителями науки, образования, спорта и молодежной политики, религиозных конфессий.

Сформирован и работает журналистский пул, в котором объединены представители СМИ, специализирующиеся на теме профилактики и борьбы с наркоманией. При этом на регулярной основе ведется работа по повышению осведомленности работников средств массовой информации в вопросах борьбы с наркоманией. Для журналистов подготовлены и постоянно обновляются списки экспертов, готовых дать квалифицированный комментарий или консультацию при подготовке материала антинаркотической направленности. Кроме того, проводятся обучающие семинары.

В 2014 году для представителей средств массовой информации Тюменской области прошел обучающий семинар, организованный ГАУ ТО «Областной центр профилактики и реабилитации». В ходе семинара рассматривались следующие вопросы:

  • «Анализ наркоситуации в Тюменской области. Современные виды наркотических веществ. Медицинские и социальные последствия их употребления»;
  • «Особенности освещения вопросов профилактики потребления наркотических средств и психотропных веществ в средствах массовой информации»;
  • «Профилактическая деятельность в интернет-пространстве в рамках реализации областного проекта «Киберпатруль».

К темам здорового образа жизни, профилактики наркомании, информационной безопасности, занятости подростков в 2014 году журналисты печатных и электронных СМИ Тюменской области обращались 6516 раз. Из них 2697 материалов было опубликовано в печатных СМИ, 2050 – в электронных СМИ, 1769 сюжетов, посвященных данной теме, вышло на телеканалах региона.

Большую роль в ведении информационно-разъяснительной работы по профилактике наркомании играют интернет-СМИ, так как для представителей молодого поколения именно данный источник информации зачастую является приоритетным.

На информационном молодежном портале «Мой портал» создан «Кабинет специалиста», где размещены методические пособия, листовки профилактического содержания. В разделе «Видео» размещены видеосеминары и видеоролики антинаркотической направленности. 

На молодежном портале в 2014 году были реализованы проекты: «Безопасный Интернет» (направлен на противодействие распространения наркотиков в виртуальной среде, а также профилактику наркомании среди молодежи), интернет-конкурс профилактической тематики «Мои аргументы против пьянства, наркомании, табакокурения».

В социальной сети Vk.com созданы группы волонтерского областного профилактического движения «Всё в твоих руках!», «Киберпатруль Тюменской области», «Молодежь Тюмени. Будь в адеквате».  

Важным аспектом, во многом определяющим успешность антинаркотической деятельности, является своевременность выявления наркопотребителей. В целях выявления «группы риска» на этапе первых проб, когда заболевание еще не сформировано, в Тюменской области с 2002 года проводится массовое экспресс-тестирование методом иммунохроматографической диагностики. Координатором данного мероприятия является Департамент по спорту и молодежной политике Тюменской области.

Процедура тестирования осуществляется специализированной «независимой» бригадой: медицинским работником и врачом-наркологом. Участие врача-нарколога в проведении тестирования обеспечивает возможность оперативного консультирования вновь выявленных потребителей наркотических средств, мотивирование их на обращение за наркологической помощью.

В 2014 году в тестировании приняли участие: студенты учреждений профессиональных образовательных организаций, обучающиеся 9–11 классов общеобразовательных школ, лица призывного и приписного возраста, лица, содержащиеся в учреждениях федеральной службы исполнения наказания. Общий охват составил более 114,7 тыс. чел.

В рамках организации деятельности по привлечению родителей учащихся к осуществлению мероприятий по раннему выявлению потребителей наркотиков методом иммунохроматографической диагностики при проведении информационно-разъяснительной работы с родителями ежегодно распространяются в образовательных учреждениях брошюры Z-CARD с  карманом для вложения экспресс-теста. С 2013 года информационные мероприятия с распространением буклетов профилактического содержания проводятся также для родителей и учащихся 6–8 классов. В 2014 году мероприятиями было охвачено более 40,6 тыс. обучающихся и 36,7 тыс. родителей.

5. В 2014 году одним их доминирующих факторов, определяющих и формирующих наркоситуацию в регионе, являлось распространение синтетических наркотиков, входящих в состав курительных смесей и «солей». С другой стороны, поступление в Тюменскую область основных видов наркотиков (марихуана, гашиш, героин) из Афганистана и среднеазиатских государств также продолжает оказывать влияние на развитие наркоситуации и криминогенной обстановки в сфере незаконного оборота наркотиков в Тюменской области.

На фоне снижения по итогам 2014 года количества зарегистрированных преступлений в Тюменской области на 10,2% (с 33 698 до 30 248) увеличилась  доля наркопреступлений. Удельный вес преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, составил 10,6% (2013 г. – 9,5%).

В 2014 году правоохранительными органами Тюменской области зарегистрировано 3208 наркопреступлений, что на 0,7% выше соответствующего показателя 2013 года – 3185.

Рост регистрируемых наркопреступлений отмечен в 9 районах Тюменской области, снижение – в 14. Значительная часть наркопреступлений (64,9%) зарегистрирована в областном центре (2083).

В 2014 году наблюдается увеличение числа лиц, совершивших преступления в состоянии наркотического опьянения (с 339 до 500 чел.), всего расследовано 515 преступлений, совершенных в состоянии наркотического опьянения (АППГ – 375).

Из общего количества зарегистрированных наркопреступлений в  производстве органов внутренних дел находились уголовные дела о 2007 наркопреступлениях, или 62,6% (2013 г. – 2049, или 64,3%), органов наркоконтроля – 1115, или 34,8% (2013 г. – 1053, или 33,1%), Следственного комитета – 79, или 2,5% (2013 г. – 74, или 2,4%), ФСБ – 7, или 0,2% (2013 г. – 9, или 0,3%).

Пресечение деятельности организованных преступных групп, подрыв экономических основ организованной наркопреступности путем противодействия легализации доходов, полученных от наркоторговли, борьба с контрабандой наркотиков и притоносодержательством являются одними из приоритетных направлений правоохранительной деятельности.

В отчетном периоде правоохранительными органами окончено предварительным расследованием 121 наркопреступление, совершенное в организованных формах (с учетом раскрытых преступлений прошлых лет) (АППГ – 165).

В 2014 году всеми правоохранительными органами Тюменской области расследовано 9 преступлений, связанных с легализацией денежных средств на общую сумму 25 млн 773 тыс. руб.

Зарегистрировано 26 преступлений, связанных с контрабандой наркотических средств и сильнодействующих веществ (АППГ – 19).

В прошедшем году правоохранительными органами пресечена деятельность 66 наркопритонов (АППГ – 60), из которых 57 на территории областного центра (86,4%), г. Заводоуковска – 3, Тюменского района – 2, в  г. Тобольске, г. Ишиме, Исетском и Уватском районах по одному.

Характерной особенностью оперативной обстановки является рост числа так называемых «солевых» притонов, доля которых в общем количестве выявленных притонов неуклонно растет.

За 2014 год правоохранительными органами Тюменской области изъято из  незаконного оборота по возбужденным уголовным делам 313,8 кг наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, что на 44,4% меньше АППГ – 564,3 кг.

В 2014 году в структуре изъятых правоохранительными органами из незаконного оборота наркотических средств преобладают наркотики каннабисной группы (доля 61,1%) и синтетические наркотические вещества (доля 31,4%).

Среди наркотических средств каннабисной группы в обороте традиционно доминируют марихуана (45,2%) и гашиш (13,4%). Преобладание в обороте марихуаны объясняется, прежде всего, наличием в Тюменской области собственной сырьевой базы дикорастущей конопли, которая служит для ее производства. Марихуана имеет преимущественное распространение в аграрных районах области с низким уровнем жизни населения, а большие объемы ее изъятий обусловлены стабильно невысоким содержанием активных алкалоидов из-за климатических особенностей региона.

В 2014 году доля героина в общей структуре изъятых наркотиков уменьшилась до 2,9% (2013 г. – 8,8%). Качество изымаемого героина остается, как и прежде, стабильно низким. Присутствие посторонних примесей в наркотической смеси свидетельствует о дефиците наркотика на нелегальном рынке и адекватном противодействии со стороны правоохранительных органов.

Средние розничные цены за 1 условный грамм наркотического средства на «черном рынке» Тюменской области в 2014 году составили:

героин – 1500–3000 руб.;

гашиш – 800–1000 руб.;

марихуана – 70–100 руб.;

синтетические «соли» – 1800–3000 руб.;

курительные смеси – 600–1000 руб.

Для выявления и уничтожения незаконных посевов и очагов произрастания дикорастущих растений, содержащих наркотические вещества и служащих сырьевой базой для производства наркотиков растительного происхождения, в Тюменской области ежегодно проводится комплексная оперативно-профилактическая операция «МАК».

По данным межведомственной статистической отчетности, в 2014 году правоохранительными органами Тюменской области уничтожено 202 очага произрастания дикорастущих наркотикосодержащих растений общей площадью 347,35 га. Общий вес уничтоженных растений составил 4019,07 т.

В результате проведенных мероприятий в рамках ОПО «МАК» Управлением ФСКН России по Тюменской области возбуждено 475 уголовных дел. Выявлено 2 правонарушения по ст. 10.5 КоАП РФ – непринятие мер по уничтожению дикорастущих наркосодержащих растений.

В таблице приведены данные о выявленных и уничтоженных очагах произрастания наркосодержащих растений в динамике за 5 лет.

Сведения

о выявленных и ликвидированных Управлением ФСКН России

по Тюменской области очагах произрастания

наркотикосодержащих растений

Наименование показателя

2010

год

2011

год

2012

год

2013

год

2014

год

Общая площадь выявленных очагов дикорастущих растений (кв. м)

541000

1750770

2389432

1834088

3473452

Уничтожено дикорастущих растений на площади (кв. м)

541000

1720620

2389432

1834088

3473452

в том числе

вес уничтоженных растений (кг)

1035264

3346239

2211000

4040102

4019073

Уничтожено незаконно выращенных посевов (ед.)

6

1

3

2

0

Общая площадь уничтоженных незаконно  выращенных посевов (кв. м)

41

2

44

2

0

в том числе

вес уничтоженных растений (кг)

19,115

0,4

1,07

4

0

Эффективной мерой профилактики совершения наркопреступлений продолжает оставаться выявление и пресечение административных правонарушений, связанных с оборотом наркотиков.

По данным межведомственной статистической отчетности № 4-МВ-НОН, в 2014 году правоохранительными органами Тюменской области выявлено 1189 административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (АППГ – 1275). Из  них:

– ст. 6.8 КоАП РФ (незаконный оборот наркотиков и их аналогов) – 136;

– ст. 6.9 КоАП РФ (потребление наркотиков без назначения врача) – 681;

– ст. 20.20 ч. 2 КоАП РФ (потребление наркотиков в общественных местах) – 268, наложено административных штрафов на сумму 628 тыс. руб.

Административные протоколы составлены в отношении 1051 физического лица (АППГ – 1162) и 18 юридических лиц (АППГ – 21).

В рамках реализации Федерального закона от 25.11.2013 № 313-ФЗ, помимо административного наказания, судьями выносятся решения о возложении на лиц, привлеченных к административной ответственности, обязанности о прохождении диагностики, профилактических мероприятий, лечении от наркомании и медицинской реабилитации. В 2014 году такие решения приняты в отношении 94 чел.

При уклонении от исполнения обязанности по прохождению диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании и медицинской реабилитации, вышеуказанные лица привлекаются к административной ответственности по ст. 6.9.1 КоАП РФ. По данным УФСКН России по Тюменской области, в 2014 году выявлено 18 административных правонарушений по ст. 6.9.1 КоАП РФ, по которым привлечено к административной ответственности 17 чел., наложено административных штрафов на сумму 29,5 тыс. руб.

В ходе работы по выявлению и пресечению административных правонарушений, предусмотренных ст. 6.13 КоАП РФ, в текущем году в Тюменской области выявлено 12 фактов (АППГ – 7), содержащих признаки пропаганды и незаконной рекламы наркотического средства рода Cannabis. Из них в рамках мониторинга интернет-ресурсов выявлено 10 фактов, содержащих признаки пропаганды и незаконной рекламы наркотических средств. К административной ответственности привлечено 8 физических лиц, совершивших административные правонарушения по ч. 1 ст. 6.13 КоАП РФ. Сумма наложенных административных штрафов составила 64 тыс. руб. (АППГ – 280).

В 2014 году выявлено 21 административное правонарушение, связанное с нарушением правил оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, предусмотренное ст. 6.16 КоАП РФ (АППГ – 21). К  административной ответственности привлечено 15 лиц. Сумма наложенных административных штрафов составила 370 тыс. руб. (АППГ – 500). В отношении 11 юридических лиц применено административное наказание в виде административного приостановления деятельности.

В 2014 году произошло увеличение на 0,6% количества выявленных правонарушений, связанных с управлением транспортными средствами в состоянии наркотического опьянения (ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ).

Сотрудниками ГИБДД выявлено 7845 административных правонарушений, связанных с управлением транспортным средством в состоянии опьянения (АППГ – 7800), в том числе 395 правонарушения совершены лицами, находившимися в состоянии наркотического опьянения (АППГ – 303).

Таким образом, основными факторами, оказывающими существенное влияние на ситуацию в сфере незаконного оборота наркотиков, являются:

  • наличие государственной границы с Республикой Казахстан, а также соседство с другими приграничными регионами Уральского и Сибирского федеральных округов, через которые осуществляется ввоз наркотиков;
  • миграция граждан из Средней Азии и наличие компактно проживающих этнических групп, практикующих распространение наркотиков;
  • высокий уровень доходов населения, стабильность выплаты заработной платы и других социальных платежей, создающие благоприятные экономические условия для развития рынка сбыта наркотиков;
  • развитая транспортная инфраструктура Тюменской области с разветвленной сетью магистралей федерального значения (для всех видов транспорта) связывающих государства Средней Азии с центральной частью Российской Федерации, а также города области с крупными транспортными узлами соседних регионов, соседство крупных субъектов Российской Федерации, в силу чего Тюменская область используется как транзитный регион для переброски наркотиков;
  • наличие достаточной собственной сырьевой базы для кустарного изготовления наркотиков каннабисной группы из дикорастущей конопли, что может привести к сезонному росту потребления наркотиков из дикорастущей конопли либо к незаконному возделыванию наркосодержащих растений;
  • изменение структуры наркорынка, связанное с переходом части наркозависимых лиц на иные виды наркотиков, главным образом, на синтетические наркотики, входящие в состав курительных смесей и «солей»;
  • активное использование коммерческих почтовых операторов для пересылки наркотических средств.

В целом можно подчеркнуть, что наркообстановка в Тюменской области характеризуется следующими основными признаками:

  • продолжением роста доли наркопреступлений в общей структуре преступности с одновременным ростом количества лиц, совершивших преступления в состоянии наркотического опьянения;
  • стабилизацией ситуации, связанной с оборотом дезоморфина, что привело к значительному снижению объемов его оборота и числа потребителей;
  • дальнейшим увеличением незаконного оборота синтетических наркотических средств, в первую очередь курительных смесей и «солей», а также неподконтрольных аналогов этих наркотиков.

6. В 2014 году в Тюменской области организация работы по профилактике наркомании, противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров реализовывалась в рамках государственной программы Тюменской области «Антинаркотическая программа» на 2014–2016 годы, утвержденной распоряжением Правительства Тюменской области от 01.10.2013 № 1895-рп. Антинаркотическая программа реализуется с 2007 года и ежегодно пролонгируется.

Целью реализации программы является формирование потенциала противодействия общества наркотизации, устойчивое сокращение незаконного оборота и немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ.

Комплекс мероприятий данной программы осуществлялся в рамках следующих задач:

  1. Организация информационно-пропагандистской деятельности, направленной на профилактику наркомании, других асоциальных явлений, формирование здорового образа жизни.
  2. Воспитание социально ответственной личности.
  3. Предоставление обоснованных мер социальной поддержки несовершеннолетним, в том числе «группы особого внимания».
  4. Осуществление комплекса мероприятий, направленных на выявление лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ.
  5. Оказание наркологической помощи населению.
  6. Реабилитация лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств. Ресоциализация дезадаптированной молодежи.
  7. Профилактика правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

На реализацию программных мероприятий в 2014 году было выделено 104 457 тыс. руб., из которых освоено 104 457 тыс. руб., или 100%.

Итоги реализации Антинаркотической программы Тюменской области характеризуются следующими показателями:

Наименование показателя

Единица измерения

Значение показателя

12 месяцев 2013 года

12 месяцев 2014 года

Общая заболеваемость наркоманией

чел. на 100 тыс. населения

234,9

240,9

Показатель 1.1. Доля несовершеннолетних, состоящих на учете в ПДН ОВД, участвующих в профилактических программах и мероприятиях

% от численности несовершеннолетних, состоящих на учете в ПДН ОВД

98,5

98,5

Показатель 2.1. Удельный вес детей, обучающихся по программам дополнительного образования, в том числе в кружках и секциях спортивной направленности

% от численности обучающихся

81,0

82,0

Показатель 3.1. Доля несовершеннолетних, совершивших преступления и состоящих на учете в банке данных на момент совершения преступления

% от общей численности несовершенно-летних, состоящих на учете в банке данных

1,6

1,5

Показатель 3.2. Доля несовершеннолетних «группы особого внимания», снятых с учета в связи с положительной динамикой в поведении

% от общей численности несовершенно-летних «группы особого внимания», снятых с учета

84,0

86,0

Показатель 4.1. Доля лиц, допускающих немедицинское употребление наркотиков, выявленных в ходе проведения специальных профилактических мероприятий (экспресс-тестирования)

% от численности лиц, охваченных специальными профилактическими мероприятиями (экспресс-тестированием)

0,8

0,3

Показатель 5.1. Общая обращаемость лиц, употребляющих наркотики с вредными последствиями

чел. на 100 тыс. населения

127,1

128,2

Показатель 5.2. Первичная заболеваемость наркоманией

чел. на 100 тыс. населения

12,9

21,9

Показатель 5.3. Первичная  обращаемость лиц, употребляющих наркотики с вредными последствиями

чел. на 100 тыс. населения

27,1

39,3

Показатель 5.4. Смертность, связанная с острым отравлением наркотиками, по данным судебно-медицинской экспертизы

количество случаев на 100 тыс. населения

5,0

3,5

Показатель 5.5. Доля больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию, длительность ремиссии у которых составляет не менее 3 лет

% от общего числа больных наркоманией, прошедших реабилитацию

11,0

11,1

Показатель 6.1. Доля лиц, прошедших полный курс реабилитации

% от численности лиц, поступивших на реабилитацию

79,7

79,6

Показатель 7.1. Количество зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков

ед.

3 185

3 208

Показатель 7.2. Количество выявленных административных правонарушений в сфере незаконного оборота наркотиков

ед.

502

477

Показатель 7.3. Число лиц, совершивших преступления в сфере незаконного оборота наркотиков

чел. на 100 тыс. населения

171,6

175,5

Показатель 7.4. Доля раскрытых преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков

% от общего количества зарегистрирован-ных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков

57,4

54,4

Показатель 7.5. Доля тяжких и особо тяжких преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков

% от общего количества зарегистрирован-ных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков

66,1

66,6

Показатель 7.6. Доля раскрытых преступлений, связанных с незаконным производством, сбытом наркотических средств

% от числа раскрытых преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков

13,0

12,3

Показатель 7.7. Количество выявленных правонарушений, связанных с пропагандой либо незаконной рекламой наркотиков

ед.

7

12

Оценка эффективности реализации программы проводится в соответствии с Методикой оценки эффективности и результативности реализации областных целевых программ, утвержденной распоряжением Правительства Тюменской области от 15.09.2008 № 1250-рп (в ред. от 28.02.2011 № 168-рп).

Программой предусмотрено 18 показателей, из которых: по 8 – достигнуты плановые значения, по 4 – плановые значения перевыполнены, по 6 – плановые значения не достигнуты.

При оценке программы наибольшее значение имеет критерий, характеризующий бюджетную эффективность (удельный вес – 50%). Данный критерий предусматривает соотношение достижения планового показателя цели программы с полнотой использования запланированных бюджетных средств.

При оценке программы также учитываются критерии, характеризующие степень достижения плановых значений показателей, качество планирования показателей (отклонение плана и факта не более 15%), качественный и своевременный анализ ситуации в течение года для принятия управленческих решений.

В зависимости от набранных баллов программе присваивается качественная оценка:

– эффективная (9,5–10 баллов);

– умеренно эффективная (8–9,5 балла);

– недостаточно эффективная (7–8 баллов);

– неэффективная (менее 7 баллов).

В соответствии с проведенной оценкой по итогам 2014 года программа набрала 8,58 балла и признана «умеренно эффективной» (2013 год – 8,95 балла - «умеренно эффективная»).

7. По итогам 2014 года необходимо отметить следующую динамику показателей, характеризующих масштабы незаконного оборота наркотиков.

1. Значение показателя «Распространенность противоправных деяний в сфере незаконного оборота наркотиков» в сравнении с 2013 годом уменьшилось на 4,5%. Однако это не повлияло на оценку значения показателя и продолжает характеризовать наркоситуацию в регионе как «предкризисную».

2. Оценка показателя «Криминальная пораженность» также не изменилась и остается в той же категории – «кризисное».

3. Значение показателя «Удельный вес наркопреступлений в общем количестве зарегистрированных преступлений» изменилось с «тяжелого» на «предкризисное».

4. Значение показателя «Удельный вес лиц, осужденных за совершение наркопреступлений, в общем количестве осужденных» остается в той же категории – «тяжелое».

5. Оценка показателя «Удельный вес молодежи в общем числе лиц, осужденных за совершение наркопреступлений» остается в той же категории – «тяжелое».

6. Показатель «Масштабы немедицинского потребления наркотиков» в новой редакции Методики оценки наркоситуации в 2014 году рассчитывается на основе данных социологического опроса населения региона, проведенного с декабря 2014-го по март 2015 года. В сравнении с итогами 2013 года данный показатель улучшился – изменился с «тяжелого» на «напряженное».

7. Значение показателя «Общая заболеваемость наркоманией и обращаемость лиц, употребляющих наркотики с вредными последствиями» остается в той же категории и оценивается как «тяжелое».

8. Значительно увеличилось значение показателя «Первичная заболеваемость наркоманией». По итогам 2014 года показатель характеризует состояние наркоситуации в регионе как «тяжелое», в 2013 году – «удовлетворительное».

9. Наметилась положительная динамика в значении показателя «Первичная обращаемость лиц, употребляющих наркотики с вредными последствиями», в связи с чем значение показателя изменилось с «предкризисного» на «тяжелое».

10. Оценка по показателю смертности, связанной с острым отравлением наркотиками, по данным судебно-медицинской экспертизы, значительно улучшилась, что позволило изменить оценку наркоситуации с «тяжелого» на «напряженное».

Таким образом, по итогам 2014 года 3 показателя улучшились, 2 – ухудшились, 5 – остались на прежнем уровне.

(Приложение – таблица «Критерии оценки развития наркоситуации в  Тюменской области в 2014 году»).

8. По результатам анализа ситуации в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков можно сделать следующие выводы.

Учитывая тенденции развития наркоситуации в Тюменской области, происходившие в течение 2014 года, можно сделать прогноз, что в ближайшее время она будет оставаться сложной без существенной динамики к улучшению.

Объемы незаконного оборота наркотиков и злоупотребления ими сохранят масштабный характер, несмотря на усилия правоохранительных органов. Наркомания как социально опасное явление по-прежнему будет оставаться значимой проблемой, представляющей серьезную опасность здоровью населения.

Географическое положение, положительные социально-экономические процессы, а также преобладание студенческой молодежи в общей численности населения области будут являться основными факторами, делающими регион привлекательным для наркопреступности.

Новые психоактивные вещества будут составлять конкуренцию традиционным наркотикам (марихуана, гашиш, героин) и занимать существенную долю нелегального рынка наркотических средств. Необходимо отметить, что в свете совершенствования законодательства по противодействию обороту неподконтрольных аналогов новых психоактивных веществ можно ожидать улучшения ситуации, связанной с их распространением.

Традиционно отрицательное влияние на наркообстановку в регионе будет оказывать наличие достаточной собственной сырьевой базы для кустарного изготовления наркотиков каннабисной группы из дикорастущей конопли. Это может привести к сезонному росту потребления наркотиков из дикорастущей конопли либо к незаконному возделыванию наркосодержащих растений.

В 2015 году прогнозируется увеличение объемов поставок синтетических наркотических средств с использованием сети Интернет и почтовых операторов на территорию региона, а также наркотиков опийной группы.

9. В целях оздоровления наркоситуации и улучшения криминогенной обстановки как в Тюменской области, так и Российской Федерации предлагается:

  1. Дополнить ч. 4 ст.13 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» положением о том, что в случае поступления гражданина в медицинские учреждения с признаками потребления наркотических средств или психотропных веществ органы наркоконтроля будут наделены правом получения сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия на это гражданина или его законного представителя. Внесение указанных дополнений в действующее законодательство позволит оперативно реагировать на факты немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ и проводить целенаправленную профилактическую работу с наркопотребителями.
  2. Усовершенствовать нормативно-правовое обеспечение деятельности по выявлению, учету, лечению и реабилитации лиц, больных наркоманией, а  именно:

– принять нормативно-правовые документы, регламентирующие реабилитационную деятельность (осуществляемую государственными и негосударственными реабилитационными центрами), порядок и объемы оказания реабилитационной помощи различным контингентам наркологических больных, в том числе несовершеннолетним;

– разработать и принять на федеральном уровне нормативный правовой акт по обязательному лицензированию негосударственных реабилитационных центров;

– принять нормативные правовые акты, направленные на создание системы выявления наркозависимых граждан, включая регламентацию системы передачи персонифицированной информации, постановки на учет, в том числе принудительный.

  1. В целях повышения эффективности работы по выявлению и пресечению преступлений, связанных с распространением курительных смесей и «солей» посредством интернет-рекламы, органам внутренних дел и органам наркоконтроля обеспечить эффективное взаимодействие на постоянной основе с операторами сотовой связи и провайдерами интернет-ресурсов.
  2. В рамках проведения активной пропаганды здорового образа жизни через все СМИ (телевидение, радио, пресса, Интернет) транслировать социальные ролики, тематические программы и фильмы, выступления популярных личностей, специалистов, психологов, наркологов, кумиров молодежной субкультуры, общественных и государственных деятелей в прайм-тайм.
  3. В целях недопущения использования почтовых и курьерских служб для поставок наркотических средств необходимо на законодательном уровне разработать механизм контроля почтовых и грузовых отправлений, в том числе путем применения технических средств (металлоискатели, газоанализаторы и интроскопы), не ограничивающих права граждан на тайну почтовых сообщений.

 

[1] Далее – ИГ и ЛБГ

Источник: Главное правовое управление Правительства Тюменской области



© 2010 — Правительство Тюменской области

«Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-24817 от 30 июня 2006 года выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия»

Администратор Портала — ГКУ ТО «ЦИТТО». Портал реализован на платформе «SiTex».

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Версия для слабовидящих